Порт назначения


Международной борьбе с секретностью брошен дерзкий вызов из сердца Европы: в Люксембурге открылся свободный порт. Что это –претенциозный склад для хайнетских припасов или нечто большее,  выяснял Алекс Мэтчетт.

24.03.2015




© Martin O’Neill


Похоже на штаб злого босса», – размышляет о здании, откуда мы только что вышли, Джоанна Граундер. Современное бетонное лобби с дизайнерским освещением от моей собеседницы действительно наводит на мысли о некоторой корпоративной зловещести. Хранилища и системы безопасности, спроектированные по последнему слову техники, дружелюбности атмосфере также не прибавляют. Не то чтобы в порто-франко нужен особый уют: хваленый люксембургский склад для безналогового размещения драгоценных активов и не должен привлекать внимание.

Новейший в мире свободный порт, лоснящаяся крепость, заключенная в фасад из булыжника, отмечает праздник. Сегодня день официального открытия, и чтобы воздать хвалу той доброй работе, которую здесь собираются делать, в здание площадью 20 тыс. м2 из аэропорта через взлетно-посадочную полосу пришли министры и бизнесмены. А работа эта состоит в организации надежного и эффективного с налоговой точки зрения хранения в и без того привлекательной юрисдикции. При помещении объекта в Люксембургский свободный порт таможенные сборы не уплачиваются, а продажа его внутри не влечет необходимости перечислять НДС. С января 2015 года ставка НДС при вывозе за пределы ЕС будет составлять всего 8% (в ЕС – 17%). Цель такой политики – превратить объект в один из главных свободных портов мира наряду с женевским и сингапурским.

Здесь есть условия для хранения множества различных предметов класса люкс. Винные комнаты вмещают около 700 тыс. бутылок. Есть комнаты под мебель, картины, ювелирные украшения, важные документы, драгоценные металлы и наличные деньги. Везде климат-контроль, так что купюры останутся хрустящими. Температура – 21 °C, влажность – 55% (в винных комнатах температура варьируется от 12 до 18 °C; нижний уровень – для белого вина, верхний – для красного). В случае пожара объем кислорода снижается до 8% и параллельно под давлением 40 фунтов на квадратный дюйм закачивается азот.

С обратной стороны здания принимают воздушные грузы, доставляемые прямо с перрона или на бронированном автотранспорте. Внутри таможенный пункт, откуда за всем следят. Таможенники всегда знают, что прибывает и отбывает из порта. Доступ у них неограниченный, сообщает нам глава Le Freeport Дэвид Арендт. Они фиксируют информацию о каждом предмете, его владельце и стоимости, «так что отследить можно все».

«Таким образом, Le Freeport держит свое слово и предлагает инвесторам, коллекционерам и конечным потребителям полный комплекс услуг», – подчеркнул Арендт на официальном открытии. По его словам, клиенты смогут на месте получать таможенные декларации, налоговые советы, экспертные арт-консультации, монетизировать произведения искусства, страховаться и заниматься имущественным планированием. Ассоциации с потрепанными складами руководитель спешно отметает. «Это не страшная, унылая обувная коробка, стоящая на такой же страшной и унылой городской окраине, – настаивает он. – Это не реконструированный и модернизированный склад, в который снова вдохнули жизнь, чтобы свозить туда ценности и предметы искусства. Le Freeport Luxembourg – сам предмет искусства».

В то, что проект удачный, Арендт горячо верит. Но на церемонии его комментарии о пригодности здания сопровождает шум дрелей и пил: это строители вносят финальные штрихи. Когда же выясняется, что двери на погрузочную площадку со стороны аэропорта открыться еще не готовы, топ-менеджеру приходится быстро переводить гостей дальше. Заработав, эти двери смогут пропускать внутрь 12-тонные палеты, чей путь от самолета будет длиться две минуты. «Такого нет больше нигде», – поясняет Патрик Сильверио, менеджер по специальным услугам LuxairCARGO.

Наземная доставка из-за пределов аэропорта может оказаться более затруднительной: новую дорогу еще не достроили. «Власти на два года опаздывают со строительством подъезда. Машины должны ехать зигзагами через стройплощадку», – рассказывает мне глава порто-франко.

Трафик-контроль

Появлению комплекса не особо рад даже ближайший сосед. CEO аэропорта Йохан Ваннест видит серьезное давление на его инфраструктуру. «У нас даже нет нормального ангара, чтобы поставить крупный грузовой самолет», – сетует он. Вдобавок у него есть сомнения относительно столь афишируемых амбиций Le Freeport сделать Люксембург «культурной арт-столицей». Цели планируется достичь путем предоставления налоговых льгот сдающим контейнеры в аренду музеям и галереям, обеспечения защиты от краж и надлежащего хранения. «Вряд ли это просочится до люксембургской арт-сцены», – заключает Ваннест.

Ни одна из этих прорезывающихся проблем энтузиазма руководителя Le Freeport не приглушила. «Арендаторов еще ищем, – говорит он. – Можете об этом написать. Это лучшее место для хранения, подготовки, показа и купли-продажи ценных активов. В Британии такого продукта не найти, и это я заявляю со всей ответственностью». Как сказал мне один человек из сферы арт-логистики, это не совсем правда. «Никакого прорыва, думаю, не будет: британская система бондовых складов – практически то же самое, и самый низкий в Европе налог на импорт искусства по-прежнему в Британии».

Те, кто вкладывает в порт деньги, с уверенностью считают его нужным продуктом, который появился в нужном месте в нужное время. Один из крупнейших инвесторов Ив Бувье обращает внимание на политическую и экономическую стабильность, качество сервиса и тот факт, что аэропорт Люксембурга представляет собой важный грузовой хаб.

Бувье надеется, что эта инвестиция проложит путь для аналогичного проекта в Пекине, работа над которым недавно началась. Для открытия комплекса такого размера в столице Китая пока еще не сложился нужный экономический климат, замечает он. Кроме того, инвестор указывает на наплыв мировых покупателей, наблюдаемый на арт-рынке. «У коллекционеров проблема: они слишком много покупают, – констатирует спикер. – Эти люди помешаны. Когда дома помещается одно, они берут десять».

Нехватка пространства, возможно, наименьший их повод для беспокойства. И хотя в Le Freeport, как свидетельствует его глава, в силах установить прошлого владельца и выявить украденный товар, «то, что вы привезли свои ценности и предметы искусства в Люксембург, еще не подтверждает, что работы подлинные и провенанс соответствует заявленному». Не могут ли этим воспользоваться, чтобы уберечь в порту подделки, которым грозит испытующий взгляд рынка? «Я не записываю, что приходит, – произносит Арендт. – Это обязанность логистической компании. Так уж устроено люксембургское законодательство». В упомянутой структуре SPEAR’S UK сообщили следующее: «Политика нашей компании, аналогично политике многих других фирм, запрещает нам разглашать какие-либо сведения о предметах, хранящихся в Le Freeport Luxembourg, и их собственниках».

Я пообщался с Од Лемонь, одной из директоров Right Capital. Это финансовая структура, которая обслуживает арт-рынок, а совсем недавно открыла офис в люксембургском порту. По мнению моей собеседницы, из-за подделок переживать не стоит: их продают, а не хранят. Ассоциаций с уклонением от налогов у нее также не возникает. Да, пока предмет в порту, ни НДС, ни таможенных сборов платить не нужно, но в своей юрисдикции, напоминает эксперт, собственник несет ответственность за уплату налога на прирост капитала. Лемонь отмечает степень участия таможенников: сканируют даже цветы, которые она ставит к себе в кабинет.

На вопрос, не налоговая ли экономия мотивирует сильнее всего ее клиентов, директор Right Capital отвечает отрицательно. «По правде говоря, все дело в безопасности, – делится она. – Можно и так структурировать инвестиции, которые позволят избежать многих из этих налогов. Можно и так оптимизировать налоги, очень четко продумывая инвестиции. Можно свести к минимуму НДС и даже налог на прирост капитала, так что по сути этот порт не средство налоговой экономии. Это средство упрощения ваших операций».

Управление активами

Некоторые готовы поспорить. Научный сотрудник Центра глобального развития Алекс Кобем сравнивает мысль об упрощении с былыми аргументами в защиту швейцарских банков: «Десять лет назад можно было по праву сказать (и многие бы наверняка согласились), что счет в швейцарском банке в первую очередь необходим для безопасности, для того чтобы не держать активы у себя в стране и что в общем и целом ни в каких налоговых целях эти счета не используют. Если сказать такое сегодня, большинство, мне кажется, рассмеются вам в лицо».

Тревожна и возможность торговать в пределах порта и даже не переносить при этом товар из помещения в помещение. «Все зависит от того, кто проводит сделку, – объясняет Лемонь. – На рынке много непрофессионалов, поэтому арт-дилеры – это настоящая проблема». В этом, должно быть, главный момент спора. Где одни видят содействие осмотрительным luxury-инвесторам, другие усматривают условия для избежания налогов. В чем обе стороны соглашаются, так это в том, что механизмом могут воспользоваться.

Налоговая эпоха

На церемонии в Le Freeport присутствовал министр финансов Люксембурга Пьер Граменья. Вот что он поведал мне о потенциале для сомнительных операций: «Я его не вижу. Мы готовы отвечать на любые вопросы на эту тему. Свободный порт нам нужен, и потому мы корректируем законодательство, чтобы оно полностью соответствовало нормам ЕС. Очень хорошо идут дела с новой политикой транспарентности, которую продвигает наш новый состав правительства. Так что все прозрачно, все отслеживается, все под контролем. Каждый может приехать и посмотреть».

Но учитывая неотъемлемый для Люксембурга акцент на доверии (или прайвеси, или секретности, в зависимости от вашего угла обзора), министр не может ни говорить за тех, кто пользуется портом, ни ручаться за их мотивы. К тому же в марте с США подписано соглашение о раскрытии информации в рамках FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act – закон о соответствии иностранных счетов требованиям американского налогового законодательства), и порто-франко появилось как нельзя вовремя для желающих скрыть активы.

«Если, управляя свободным портом, вы хотели бы ясно дать понять, что ни в коей мере не заинтересованы в налоговых уклонистах, тогда бы вы, наверное, придумали, как сделать так, чтобы информация была автоматически доступна для информационного обмена, – рассуждает Кобем. – Я подозреваю, что никто этим заниматься не будет. Выводы делайте сами. Но это не значит, что все это нечестно».

Не значит. Однако дает простор для уклонения от ответственности и клиентам, и поставщикам услуг – и чинит тем самым помехи голодным до налогов властям других стран. В числе таких голодных – Налогово-таможенная служба Ее Величества, где сознались, что вопросов о свободных портах у них никогда не возникало. В конце концов служба выдала скупое заявление: «Мы ожидаем, что все налогоплательщики уплатят правильные суммы: подавляющее большинство так и делает. Налогово-таможенной службой Ее Величества опубликована стратегия борьбы с офшорным уклонением от уплаты налогов “Нет тихим гаваням – 2014” (No safe havens 2014). Кроме того, служба обсуждает вопрос расширения санкций за такое уклонение». Ни о свободных портах, ни о Люксембурге в упомянутом документе ни слова.

Рыночные силы

На то, что эта нехватка прозрачности никоим образом не буря в стакане (или чашке времен династии Мин, каковые, возможно, имеются в люксембургском порту), указывает еще один поворот событий. Искусством дело не ограничивается, и свободные порты могут серьезно влиять на регулируемые рынки мирового значения.

В июне, после пятимесячной забастовки в ЮАР, рыночные аналитики предсказывали рост цен на платину. В итоге особого роста не произошло: как оказалось, большую роль сыграла неопределенность вокруг количества платины, которая покоится в мировых порто-франко. Было ли это случайным побочным эффектом консервативных инвестиций или намеренным манипулированием, неясно. Не нужно быть гением, чтобы понять: если складирование ценных, но не бесконечных активов удерживает стоимость на низком уровне, то это складирование будет продолжаться.

«Может, это манипулирование и не такое умышленное, далеко не такое, но оно явно станет все больше и больше беспокоить регуляторов. А расплачиваться будут свободные порты, – полагает Кобем. – Следующая порция давления может поступить от регуляторов товарного рынка. И это станет прецедентом для некоего повышения прозрачности».

Чтобы увидеть жажду к использованию свободных портов со стороны wealth-менеджеров и их коллег из смежных индустрий, повышения прозрачности не требуется. День спустя после открытия люксембургского порто-франко Deloitte и ArtTactic выпустили «Доклад об искусстве и финансах – 2014» (Art & Finance Report 2014), посвященный ситуации на арт-рынке. В 2015 году, прогнозируется в докладе, продажи снова побьют рекорды. А частные банки, как сообщается, все активнее присматриваются к услугам свободных портов, желая вывести активы клиентов из-под налогов и перевести их в безналоговые профессиональные хранилища. 57% из них готовы рекомендовать порто-франко клиентам, а 41% склоняются из-за них к развертыванию или расширению обслуживания в сфере искусства.

Но ореол легитимности, который создают эти индустрии, может быть лишь прикрытием. 67% арт-профессионалов сигнализируют о спросе на «тихие трансакции», а между сжатием глобального кольца вокруг незадекларированных активов (не в последнюю очередь в Швейцарии и Люксембурге) и ростом спроса на механизмы, позволяющие не раскрывать сведения и не платить налоги, есть корреляция. В Люксембурге сжатие болезненно ощущается. Недавно Великое герцогство подвергли критике за «бездумное визирование» уклонистских схем Amazon и других крупных корпораций. Результат – расследование на уровне ЕС. Президента Европейской комиссии и некогда люксембургского премьера Жан-Клода Юнкера пристыдили перед мировым сообществом за предполагаемое участие в национальных налоговых шалостях, и в ноябре члены Европейского парламента (правда, антиевросоюзные) предложили вынести ему вотум недоверия.

Такое внимание легко может заставить компании и частных лиц перенести свои материальные активы в замок Le Freeport и сделать это прежде, чем на его стены надавят национальные нормативы вместе с интернациональным недовольством. Но сдаваться люксембуржцы не спешат. Бывший дипломат, а ныне глава агентства «Люксембург для финансов» (Luxembourg for Finance) Николас Макел так сказал собравшимся журналистам: «Вне сомнений, Жан-Клод Юнкер был не тем, кто защищал Люксембург как финансовый центр. Напротив, он всегда был тем, кто добивался ослабления банковской тайны в нем».

Люксембургский свободный порт – не банк, но тайны хранит и вдобавок освобождает от многих налогов. И если нрав времени обернется против него, то его вполне может постигнуть участь одного из тех потрепанных складов, над которыми насмехается его CEO

Атлас



24.03.2015

Источник: SPEAR'S Russia #3(46)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз