Политика культуры


В Мариинском театре как ни в каком другом месте знают, что даже самая лучшая запись не заменит слушателю живого звучания оркестра, однако Валерий Гергиев считает важным говорить о новых формах бытования музыки, сплетая в одно целое экономическое, политическое и художественное измерение искусства.

17.03.2011




Ria-616972-original
Валерий Гергиев

главный дирижер и художественный руководитель Мариинского театра

Больше всего мне хочется говорить о тенденциях, которые, я надеюсь, не найдут развития. Это недавние события в Москве, когда огромное количество молодых людей вышли на Манежную площадь и, несмотря на всю свою демонстративную независимость, оставили ощущение, что ими кто-то умело манипулирует. После этого я очень эмоционально ответил на вопрос журналистов, не потеряет ли Россия чемпионат мира по футболу, если такие бесчинства повторятся? Что тут чемпи­онат, когда можно потерять Россию? Я готов принять любой сценарий на 2011–2012 годы, но только не этот. Так случилось, что Мариинский театр стал послом России в мире, и бывают случаи, когда культура просто не может отделять себя от политики.

Совсем недавно мы впервые за пять лет выступили в Киеве. О концерте объявили за два дня, но зал был полный, мы очень хорошо сыграли, и всех переполняли эмоции. И все же я отдаю себе отчет, что классное выступление в Киеве – сегодня уже не музыка. Это чистая и очень верная политическая акция. Вернее, у этой акции политическая оболочка. Уверен, что многочисленные студенты, пришедшие на концерт, не просто на нем присутствовали, а слушали. Кстати, среди людей, понимающих серьезную музыку, в наши дни очень много молодых.

И хотя никаких удивительных изменений в составе аудитории не происходит, мы отлично понимаем, в какое время живем. Мариинский не теряется среди других оперно-балетных гигантов, но это не значит, что мы собираемся почивать на лаврах. И если рассуждать о ближайшем будущем, то это прежде всего разговор о новых формах, в которых музыка доходит до слушателя. Например, наша работа в сфере 3D. Весной 2010 года мы уже транслировали на Францию один из своих спектаклей в таком режиме. Кажется, это был первый подобный опыт в мире.

А в самом начале 1990-х я сотрудничал с NHK и впервые увидел лазерный диск. Японцы уже тогда были готовы вкладывать в совместные проекты миллионы долларов, лишь бы у них появился контент. 20 лет назад это была не наша инициатива. Сейчас мы сами управляем процессом. Появился лейбл Mariinsky, и у нас за два года уже пять номинаций Grammy. На этом примере можно показать, как именно развивается современный театр. Привычные границы этого явления стираются, четкой формулы, конечно, не существует, но речь идет уже не только об оперных, балетных представлениях и оркестре. Никто не может сегодня игнорировать тот факт, что даже пятилетние дети не расстаются с электронными девайсами. Значит, быть может, скоро Рахманинов, Чайковский или Моцарт будут перемещаться в это пространство. Как на это реагировать? Я же не могу заставить всех слушать один и тот же компакт-диск, который записывал 22 года назад. Но скоро мы, возможно, будем жить в режиме практически постоянного общения с глобальной аудиторией. Представьте себе радио «Мариинский» или web cast на нашем сайте. Их может быть 25 в неделю, потому что мы накапливаем огромное количество контента. Потенциал этого театра настолько велик, что он вполне способен завести собственное телевидение.

Я дружу с президентом футбольного клуба Barcelona и очень внимательно слежу за тем, во что разрастается эта, казалась бы, чисто спортивная история. Сегодня каталонская команда обеспечила себе глобальное присутствие, то же самое будет происходить и в других сферах. Тем более что укрупнение, создание национальных корпораций – общероссийский тренд. Мариинский можно рассматривать в этом же ключе. Большие структуры эффективнее конкурируют на международном рынке, и это касается отнюдь не только газовых и нефтяных концернов.

Надо отдавать себе отчет, что мы постоянно соревнуемся. Причем Европа и Америка – не единственные наши соперники, чем дальше, тем заметнее становится Китай. Здесь очень умно и каждый раз неожиданно разыгрывают карту престижа выступления в этой стране. И, как правило, высококлассные иностранные коллективы приглашаются туда с тем, чтобы по­явиться перед новой ауди­торией и вдобавок заплатить за все это. Мы же действуем прямо противоположно. Бывшая звезда, которую на Западе уже почти никто не приглашает, приезжает к нам и увозит полмилли­она долларов за концерт, в котором иногда даже не поет. Мариинский старается сломать эту ситуацию, и я очень надеюсь на Олимпиаду в Сочи и чемпионат мира по футболу, после которых и мы сами, и все остальные станут относиться к нам лучше.



17.03.2011

Источник: SPEAR’S Russia / Third Rome Outlook 2011

Комментарии (4)

Big G 17.03.2011 19:25

А у меня был не слишком позитивный опыт. Я был на его концерте (к слову скажу, проходил не в России), так он умудрился опоздать аж на 2 часа. Говорили, что просто слишком неспокойно провел предыдущий вечер и отсыпался после.

Позитивный 17.03.2011 19:24

Обожаю Гергиева! Браво, Маэстро!

SilverApple 17.03.2011 18:25

Надо же. Приятно видеть дирижера на сайте о wealth management. Кроме шуток приятно.

Anonymous 17.03.2011 15:50

Хорошо бы, чтобы идеи Гергиева были восприняты правильно и так, как он хотел бы, чтобы их восприняли. А не так, как это скорее всего произойдет - через сломанный телефон и призму инфантильной поверхностности


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз