Покупая страсть


Идея совмещения приятного с полезным не нова, и ее финансовая сублимация, как правило, фигурирует под названием «инвестиции страсти». Этот сегмент рынка динамично развивается, а очередные геополитические изменения в мире – отличный повод еще раз критически взглянуть на passion investments, считает Егор Лысенко.

31.08.2011





Альтернативные инвестиции – понятие призрачное и во многом парадоксальное. Фактически то, что обычно под ними подразумевают, вовсе этим не является, да и вообще (если копнуть вглубь) альтернативных инвестиций не существует как таковых. Пожалуй, несколько десятков лет назад данное утверждение было бы сродни ереси, но сегодня понятие классических инвестиций настолько разрослось, что включает в себя классы активов, традиционно считающиеся экзотическими, чья инвестиционная привлекательность уже давно не рассматривается как нечто модернистское и опрометчиво смелое. За примерами далеко ходить не надо: вино, искусство, раритетные автомобили, часы, монеты, меморабилия – для всего этого грань, за которой начинается «альтернативность», настолько расплылась, что и само разграничение популярного (акции и облигации) и непопулярного (бизнес-джеты и китайский фарфор) кажется неправомерным. Пройдет еще немного времени, и классической инвестиционной идеей станут даже музыкальные инструменты.

Если, однако, отойти от рассуждений о парадоксальности самого понятия, то можно выделить в нем некую константу: инвестиции страсти занимают в портфеле хайнета не более нескольких процентов, но поглощают значительную часть его ума и свободного времени. Львиная доля альтернативных инвестиций становится по совместительству инвестициями страсти, но разница между ними, помимо прочего, еще и в том, что альтернатива завтра превратится в классику, а страсть сохранится, пока жив инвестор (ей не повредит даже его внезапное банкротство).

Китайским ветром

Инвестиции страсти набирают обороты. Индивидуальные предпочтения играют все большую роль при принятии финансовых решений состоятельными людьми, а эмоциональная и эстетическая составляющие определяют род капиталовложений. Разнятся также и цели, с которыми хайнеты вкладывают деньги в активы, близкие по духу своему будущему владельцу. В данном случае речь идет и о наслаждении обладанием, и о демонстрации статуса и поддержании стиля жизни на привычно высоком уровне, и о диверсификации портфеля и хеджировании рисков, и даже о короткосрочных спекулятивных операциях. Исследование феномена инвестиций страсти провели компании Capgemini и Merrill Lynch Wealth Management и опубликовали в своем очередном отчете World Wealth Report 2011. Выяснилось, что спрос на все типы этого рода инвестиций в 2010 году увеличился, а причиной тому стал новый уровень благосостояния хайнетов. При этом распределение инвестиций по классам активов за год почти не изменилось, а драйвером развития рынка страсти выступили азиаты. Особенно отличился Китай: количество и богатство миллионеров в нем значительно выросло и тем самым благотворно сказалось на инвестициях страсти всех сортов.

Транспортные расходы

На так называемые luxury collectibles – коллекционные предметы роскоши, такие как люксовые автомобили, яхты и самолеты, – по-прежнему приходится больше всего passion-инвестиций. Если быть точным, то 29%. Спрос на дорогие игрушки растет вместе с рынком, но настоящий скачок демонстрируют развивающиеся страны – экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, России и Ближнего Востока. Авторы World Wealth Report приводят пример с Mercedez-Benz, который зафиксировал подъем продаж в 2010 году на 15% в среднем по миру, тогда как аналогичный показатель применительно к Китаю и Гонконгу равен 112%. Хорошо себя также показали покупатели из России, Индии и Бразилии. Таким образом, страны БРИК теперь занимают лидирующие позиции в сфере инвестиций страсти. Еще один реверанс в сторону Китая сделали представители Ferrari, отчитавшись о росте объема продаж в КНР в полтора раза. Большой Китай (включает в себя Гонконг и Тайвань) теперь входит в Топ-5 международных потребителей продукции итальянского автоконцерна.

Индустрия якобы альтернативных автоинвестиций вообще весьма развита и насчитывает немало финансовых институтов, готовых оказать всестороннюю поддержку коллекционерам дорогих машин. Кроме того, соответствующие институты вполне могут выступить мерилом эффективности данных капиталовложений.

Например, компания The Princes Gate Group предлагает своим клиентам превратить в заработок одно из самых затратных в мире хобби, поучаствовав в капитале клуба-курорта Gentlemen Sport Driving Resort. Вложившись в роскошную базу отдыха с богатой инфраструктурой, рассчитанной на владельцев дорогих гоночных автомобилей, можно зарабатывать 9% годовых, а заодно получить в свое распоряжение гоночный трек, специальные гаражи и удовлетворение от заработка на собственной страсти.

Еще один индикатор доходности в этой нише – Hagerty Price Guide Blue Chip Index, включающий в себя «голубые фишки» автопрома, – за последние четыре месяца вырос на 7 и на 13% – за год. К тому же с момента своего создания в сентябре 2006 года индекс поднялся на 81%, причем драйверами тренда выступили американские muscle-кары.

Цена прекрасного

Другим популярным объектом инвестиций страсти остается искусство – на этот сегмент, по данным World Wealth Report, в 2010 году пришлось 22% от их общего объема. При этом наибольшую активность проявили хайнеты из Европы и Латинской Америки, внесшие в общее дело 27 и 28% соответственно.

Правда, «страстным» искусство можно считать лишь отчасти: 42% финансовых консультантов убеждены, что их клиенты вкладываются в арт-индустрию, так как верят в ее значительный ценовой потенциал. Поэтому объективно оценить, в какой степени предметы искусства – увлечение инвесторов, а не их холодный и беспристрастный расчет, сложно. Вероятно, баланс здесь смещен от страсти в сторону меркантильности больше, чем если бы речь шла о прочих классах passion-активов.

Искусство тем более привлекательно сегодня, потому что имеет слабую негативную корреляцию с основными инвестиционными инструментами, – это превосходный способ диверсифицировать свой портфель. Из основных символами выхода рынка на новые высоты, можно отметить скульптуру Альберто Джакометти «Шагающий человек I» (L’Homme qui marche I), которая ушла с молотка на Sotheby’s за 104,3 млн долларов, и проданную за 106,4 млн долларов картину «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur) Пабло Пикассо.

Экспертами также отмечается оживление азиатских покупателей. «Мировой отчет о богатстве» характеризует их как покупателей-энтузиастов и особенно отчаянных участников аукционов, охотливых до работ своих соотечественников – современных молодых художников. Например, картина Лю Е «Светлая дорога» (Bright road) была продана на торгах в апреле 2010 года за 2,45 млн долларов, превзойдя эстимейт почти в три раза.

Инвестировать во время

Столько же – 22% – в 2010 году приходилось в общей сложности на ювелирные украшения, драгоценные камни и часы. В данном сегменте лидерами стали хайнеты Ближнего Востока с долей 29% против 35% годом ранее. А растущая цена на бриллианты, продаваемые на аукционах, служит индикатором нового тренда: царь камней полюбился инвесторами в качестве хеджа – безопасного и быстрорастущего актива. Чаще всего покупателями бриллиантов становятся жители Ближнего Востока и России, однако высокие темпы роста демонстрируют также Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион. Более того, представители азиатских экономик (в первую очередь китайской и гонконгской) выступили драйверами роста рынка часов – по крайней мере к таким выводам пришли управляющие аукционного дома Christie’s, когда в 2010 году в рамках одних торгов сумели продать предметы часового искусства на 91,2 млн долларов.

Бутилированый капитал

Согласно World Wealth Report 2011, к категории «других предметов коллекционирования » относятся вина, антиквариат, монеты и меморабилия. Этот класс активов аккумулировал в себе в 2010 году 15% инвестиций страсти, а ключевым фактором роста инвестпривлекательности нумизматики – одной из основных пассий в этой нише – стали неудержимо растущие котировки золота.

Вместе с тем ощутимо вырос и спрос на вино разряда fine wine. Лучшей иллюстрацией служит тот факт, что годовой оборот винных лотов Sotheby’s в 2010 году удвоился и достиг 88,3 млн долларов – рекорд компании за последние 40 лет. Причем продажи в Гонконге увеличились на 268%.

Мастера чужих страстей

Несмотря на то что часы и вина относятся к разным сегментам рынка даже внутри понятия инвестиций страсти, люксембургская компания Elite Advisers разработала концепцию Passion Investments (и даже сделала это словосочетание своей торговой маркой), включающую в себя финансовые услуги по работе именно с этими двумя классами активов. В беседе со SPEAR’S Russia управляющие партнеры Elite Advisers Мириам Машерин и Мишель Тамизье (чья работа – распоряжаться клиентскими деньгами) рассказали, что инвестиции в вина и часы – занятие не для любителя. Они требуют внимания опытной и специализированной команды финансистов, которая должна взять на себя процесс отбора товаров, продавцов и производителей. Кроме того, портфелем fine wines придется беспрестанно заниматься, управляя погребом, пробуя вина и оценивая их зрелость и перспективы выдержки. Словом, Машерин и Тамизье настаивают: следует разграничивать владение частными коллекциями и управление инвестиционными портфелями, даже если в их основе лежат похожие активы. Здесь разнятся и требуемые от инвестора знания и опыт в проведении экспертизы, и объем издержек (включая транспортные и транзакционные), и затраты на содержание. «Вы можете хранить несколько бутылок превосходного вина для личного потребления или купить несколько часов для собственного удовольствия, но когда дело доходит до инвестиций, мы рекомендуем делегировать эту задачу профессионалам, которые знают, что такое идеальное сочетание мира финансов и мира вин и часов», – уверяют «элитные консультанты». К тому же винно-часовой портфель, или портфель, диверсифицированный при помощи этих товаров, значительно менее рискованный, чем классический набор активов – акции и облигации. Вина и часы прекрасно подходят для диверсификации инвестиций и позволяют повысить их прибыльность, заключают Машерин и Тамизье.

High net worth-болельщик

Доля инвестиций спортивной страсти составляет 8%, а самыми активными любителями спорта среди хайнетов оказались жители Ближнего Востока (13%), Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки (по 10%). В последние годы было совершено огромное количество сделок на футбольном попроще – в основном покупателями soccer-активов выступали россияне, индийцы и граждане стран Ближнего Востока. Среди наиболее примечательных спортивных сделок Capgemini и Merrill Lynch Wealth Management называют покупку предпринимателем из США Стэном Кронке команды по американскому футболу St. Louis Rams. Бизнесмен владеет также долями в баскетбольных, футбольных, хоккейных и лакросс-клубах. Кроме того, внимание исследователей завоевал легендарный баскетболист Майкл Джордан, купивший контрольный пакет в баскетбольной команде Charlotte Bobcats.

Существует не слишком много финансовых организаций в сфере спортивных инвестиций, которые служат ориентиром доходности такого рода вложений. Тем не менее известно, например, что London Nominees Football Fund предлагает своим клиентам 8–10% годовых в течение первых двух лет, а после – 10–12%. Порог входа в капитал фонда составляет 25 тыс. долларов.

Инвестиционный инструмент

Оставшиеся 5% распределены между членствами в клубах, путешествиями, музыкальными инструментами и прочим. Из всего перечисленного к активам можно отнести, пожалуй, лишь музыкальные инструменты. Правда, они одни в состоянии приносить неплохую прибыль: The 42 Guitar Index в среднем в год генерирует 21,5%, а The Guitar Fund компании Anchorage Capital Investment Management нацелен на опережение этого показателя после окончания формирования капитала.

Не в деньгах прибыль

Основная задача инвесторов, решивших отвести часть своего портфеля на монетизацию страсти, заключается в том, чтобы научиться видеть прибыль от своих вложений в понятиях гордости, репутации, связей и занятии любимым делом больше, чем в деньгах. Таким мнением со SPEAR’S Russia поделился представитель женевской Passion Investments профессор Патрик Жорж. Он же посоветовал начинающим инвесторам, непрофессионалам на рынке собственной страсти, прежде чем кидаться с головой в омут альтернативных рынков, попробовать свои силы на скромных вложениях от 20 тыс. евро. А на вопрос «какая страсть самая прибыльная?» ответил: «Фильмы и книги на любимые инвестором темы». Ответ перестает казаться парадоксальным, если сопоставить его с необходимостью воспринимать гуманитарные ценности наравне с меркантильными.

Действительно, инвестиции страсти по определению больше, чем просто вложение средств и диверсификация портфеля. Как минимум они не лишены определенной самоцели, а покупку акций и облигаций нельзя рассматривать иначе как способ заработать или потерять деньги. Можно ли из этого сделать вывод о том, что инвестиции страсти бессмертны и не канут в Лету уже хотя бы потому, что состоятельные люди никогда от них не откажутся даже в случае очевидной невыгодности этого предприятия? Пожалуй.

Материалы по теме



Егор Лысенко
31.08.2011

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (3)

Dillian 10.10.2011 13:32

Glad I've filnaly found something I agree with!

Островитянин 01.09.2011 15:54

Опять вино, искусство. Фикция все это.

Watermark 31.08.2011 19:02

Ну хотя бы на сайте Cadillac Pink, в который окрашена Зонда на фотке, немного похож на розовый


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз