Планета денег


SPEAR’S Russia обращается к аналитическому отчету The Wealth Report консалтинговой компании Knight Frank и выясняет, в какой части света проживает больше ультрахайнетов, почему россияне не считают новостройки Майами элитным жильем, а отдать наследника в британскую школу стало несколько сложнее.

22.04.2015





Кто стал богаче

Несмотря на то что темпы роста мировой экономики не поражают воображение, в 2014 году количество ультрахайнетов (обладателей состояния свыше 30 млн долларов в инвестируемых активах) увеличилось. Такой статус приобретали в среднем 15 человек в день, и в ближайшие 10 лет эта динамика сохранится.

В частности, в прошедшем году выросло состояние 100% американских ультрахайнетов, 89% выходцев с Африканского континента, 88% граждан из стран Ближнего Востока. Что касается россиян и представителей стран СНГ, то увеличением своих капиталов могут похвастать всего 33%: причина в падении курса рубля и геополитике. При этом у россиян самые низкие в мире ожидания относительно того, что они приумножат состояние в ближайшем будущем, – оптимистично ответили на этот вопрос лишь 44% респондентов.

Больше всего сверхсостоятельных людей проживают в США, но если принять во внимание число ультрахайнетов на 100 тыс. населения, то Америка окажется лишь на 20-м месте в мире. Лидером, и вполне ожидаемо, остается Монако: сказываются отсутствие налогов и низкий порог входа для получения гражданства. Причем количество ультрахайнетов здесь уверенно растет (на 10% больше в 2014 году): дело, разумеется, не столько в том, что жители княжества эффективнее других инвестируют, сколько в миграционном притоке.

Число состоятельных людей стремительно увеличивается в Замбии и Монголии (7%), Намибии и Казахстане (6%). Эти страны идут в рейтинге сразу за Монако. «Причина в том, что Европа и Китай интенсивно инвестируют в африканский регион, считая его недооцененным, – говорит Мария Котова, партнер, исполнительный директор Knight Frank Russia & CIS. – Азия же растет за счет аллокации денежных средств, которая стала возможной из-за сворачивания кипрских историй. Теперь лидируют Сингапур, Гонконг, а значит, Китай и все страны, которые его поддерживают. В том числе Казахстан и Монголия». Кстати, Азии по объему богатства в 2014 году удалось обогнать Северную Америку: сегодня ультрахайнеты региона аккумулируют 5,9 трлн долларов, в то время как американцы – 5,5 трлн долларов. Однако пока еще ни одному азиатскому мегаполису не удается претендовать на статус такого же мощного экономического хаба, как Нью-Йорк или Лондон. И по-прежнему богаче всех остается Европа – 6,4 трлн долларов.

Дом, который растет

Об интересе к элитным квадратным метрам сегодня заявляют 81% хайнетов. Неудивительно: с минимальных кризисных значений середины 2009 года они подорожали на 38%. Для сравнения: массовый рынок за это же время вырос на 14%.

В 2014 году цены на элитное жилье поднялись еще на 2%. И если в Европе в целом стоимость чуть снизилась – в пределах статистической погрешности, то Северная Америка показывает двузначный рост. Елена Юргенева, региональный директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank Russia & CIS, объясняет тенденцию тем, что во время кризиса 2008 года этот рынок начал падать первым и «лежал» достаточно долго. А поскольку цены на недвижимость движутся по синусоиде вверх-вниз, рано или поздно наступает обратный процесс. Конечно, при условии, что рынок здоровый и международный – и к нему проявляют интерес инвесторы и фонды.

Мировой лидер по росту цен на элитное жилье – Нью-Йорк (18,8% в 2014 году), за ним следует горнолыжный Аспен (16%). Сан-Франциско (14,3%) и Майами (13,4%) также занимают первые строчки в рейтинге стремительно дорожающих городов. Динамики процессу добавляет отложенный спрос, существовавший с 2008 по 2012 год. При снижении цен инвесторы ждут дна – а поскольку нащупать его невозможно, то покупают тогда, когда цены начинают идти вверх. Что касается США, и конкретно Майами, большинство россиян, желавших инвестировать в это направление, провели сделки в 2013-м. В 2014-м количество русских покупателей уменьшилось, но курортный рынок не пострадал, во многом потому, что он ориентирован на Латинскую Америку.

Быстрыми темпами дорожают Бали (Индонезия) и Стамбул (Турция) – 15-процентый рост в 2014 году вывел их на третью строчку рейтинга. Однако, несмотря на показатели, эти рынки непохожи: на Бали сегмент элитной недвижимости узок. «Появление каждого нового проекта под эгидой отельного оператора или просто luxury-поселка влияет на прирост, поскольку все количество элитных вилл в целом сопоставимо с предложением на Рублево-Успенском шоссе, – говорит Елена Юргенева. – В Стамбуле же рост обусловлен, в принципе, динамикой рынка недвижимости страны».

Позитивные тенденции наблюдаются на Ближнем Востоке, в ОАЭ и Омане: и Абу-Даби (14,7%), и Маскат (13,3%) также вошли в топ-10. В Дубае цены выросли на 0,3% – что очень скромно в сравнении с 17% в 2013 году. Сказываются ограничения в ипотечном кредитовании: девелоперы предоставляют рассрочку только до окончания строительства; а потенциальные покупатели «живые» деньги из бизнеса выводить не стремятся. В результате Ближний Восток остается популярным «среди своих»: граждан Пакистана, Индии и других стран.

Российский выбор

Для большинства россиян на мировых рынках шопинг закончился: только 21% респондентов Knight Frank собираются что-то приобретать в этом году. При рублевых доходах цены в фунтах, долларах или в швейцарских франках обескураживают. Для сравнения: в 2014-м покупку недвижимости планировали 30% соотечественников.

Россияне по-прежнему активно покупают квартиры в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве. Это необходимость для бизнеса, образования детей – и в 2015-м такая тенденция будет сохраняться. Остается востребованным Кипр. Хотя серьезной коррекции цен на острове не произошло, власти предложили простую и эффективную программу получения ВНЖ, которая позволяет быстро обзавестись паспортом для въезда в Евросоюз. Кроме того, отечественные капиталы перебазируются в азиатские города, где менее щепетильно относятся к санкционным спискам, например в Гонконг или Сингапур.

Желающих купить виллу на Лазурном Берегу или курортную недвижимость Майами и Дубая стало меньше. Это не покупка первой необходимости. К Дубаю россияне относятся с осторожностью: все помнят его стремительный взлет, а затем и вылет из топовых рейтингов с показателем минус 60. «Покупатели не готовы верить арабским девелоперам, что те через пять лет построят волшебный замок, – говорит Елена Юргенева. – Они либо ничего не построили, либо построили то, что в нашем понимании не похоже на элитное жилье. Другое представление об элитной недвижимости и в Майами, где нет оникса, обтянутых кожей панелей, колонн. По сути это новостройка бизнес-класса – уровня, который предлагается в “Москва-Сити” за 7 тыс. долларов. В Майами она называется luxury уже потому, что есть подземная парковка, выход к пляжу: местоположение диктует свою цену. Поэтому часто покупатели-россияне делают апгрейд. Один клиент купил пять апартаментов в комплексе St. Regis – и сделал ремонт от Versace, закупил мебель».

Однако для российских инвесторов открывается много возможностей в собственной стране – недвижимость сегодня можно приобрести с дисконтом. Рынок остается закрытым и локальным – по причине отсутствия приемлемых для европейцев условий по ипотеке. Влияет и налог на продажу для нерезидентов. Продавая квадратные метры, нерезидент должен заплатить 30% от стоимости недвижимости, что делает любую покупку убыточной.

Метры для заработка

Если рассматривать инвестиционный портфель ультрахайнета в целом, то на недвижимость приходится 32%: не только на жилую, но и коммерческую. В портфеле россиянина ее несколько меньше – 27%. Этому сегменту есть куда расти: из-за падения цен на нефть освободится большое количество капитала, который будет направлен в том числе и на недвижимость. Для примера: в 2014 году сделок с коммерческой недвижимостью было заключено на 619 млрд долларов. Эксперты отмечают, что в 2016 году эта цифра вырастет до 700 млрд.

Большая часть инвесторов вкладываются в собственную страну. У россиян это около 70% активов. 30% приходится на зарубежные, и есть тренд на повышение. Инвесторы рассматривают коммерческие девелоперские проекты в США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австрии, Азии. Инвестируют либо напрямую, либо с family office и локальными партнерами.

Главный пункт назначения – Великобритания и Лондон. Растет интерес к доходным домам – сегодня молодые специалисты не стремятся к покупке недвижимости, а выбирают долгосрочную аренду в новостройках: такой формат доходных домов становится привлекательным для инвесторов. Кроме того, в Европе интересны просевшие рынки Испании и Ирландии, а также Германия – в последнем случае это объясняется доступным дешевым заемным финансированием: не всегда покупки совершаются на собственный капитал.
Еще одна интересная тенденция – хайнеты готовы вкладываться в города, вторичные по значимости. Если речь идет о Великобритании, это не только Лондон, но и Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем. В США к Нью-Йорку добавляются Чикаго и Бостон. Причина в том, что входной билет в премиальные локации становится все более дорогим, а доходность для инвесторов – все менее очевидной. Это же основание для растущего спроса на альтернативную недвижимость – медицинские учреждения, кампусы, – а также для инвестиций в девелопмент и реконструкцию.

Яхты и марки

В предметы роскоши сегодня инвестируют 61% ультрахайнетов: чаще всего они вкладываются в искусство (63%) и выбирают коллекционное вино (48%). Почтовые марки интересуют лишь 3% UHNWI, интерес к последним чаще встречается у африканских и азиатских и­нвесторов.

Эксперты отмечают бум продаж предметов роскоши, бывших в употреблении. Этот рынок (одежда, аксессуары, часы, драгоценности) сегодня оценивается в 19 млрд долларов. Быстрее других растет сегмент кожаных изделий и одежды – это 4 млрд долларов. Увеличивается спрос на женские часы, в том числе с драгоценными камнями.

Активно продаются суперъяхты – они чаще востребованы покупателями из России и с Ближнего Востока. Несмотря на политическую нестабильность, в I половине 2014 года их было продано на 35% больше, чем в I полугодии 2013-го.

В целом младшее поколение состоятельных россиян тратится на предметы роскоши активнее, чем старшее, – об этом говорят 89% опрошенных. В мире же этот показатель ниже – 66%.

Граждане мира

Российских ультрахайнетов больше других волнует вопрос образования наследников. Свыше 60% граждан РФ отправляют своих детей учиться в зарубежные школы. В мире этот показатель равен 27%. Относительно невысокий процент связан с заградительными причинами: в частности, британские школы настаивают на двухлетнем подготовительном курсе до основной программы. Для родителей это оборачивается дополнительными заботами о логистике. Впрочем, россиян, нигерийцев и выходцев с Ближнего Востока препоны не останавливают. Обычным возрастом для начала учебы за рубежом становятся 7–8 лет (причина тому – растущая конкуренция), хотя 10 лет назад нормой был возраст около 13 лет.

Мировые ультрахайнеты сегодня все чаще стремятся давать своим детям среднее образование в Великобритании и Австралии, высшее образование – в США, а магистерскую степень или MBA – в Европе. Это создает поколение так называемых граждан мира с точки зрения знания иностранных языков, образования, предпочтений по месту жительства и, конечно, требований к местонахождению своей недвижимости. 

Атлас



22.04.2015

Источник: SPEAR'S Russia #4(47)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.