Питер Баффет против филантропокапитализма


Мир современной филантропии, живущий по принципу бездушного капитализма, нуждается в изменениях. Пришло время задуматься о создании новой системы, построенной на гуманизме, уверен Питер Баффет.

08.05.2014





Миллиардер Уоррен Баффет никогда не делал из денег культа и уже распорядился отдать большую часть своего колоссального состояния на благотворительность. Его младший сын Питер, хотя и не пошел по стопам своего отца, сделав успешную карь­еру композитора и музыканта, впитал эти принципы вполне. И неспроста. В детстве Питер учился в обычной государственной школе в Омахе, которую когда-то посещала его мать, и мало чем выделялся на фоне сверстников. О внушительном же состоянии семьи он узнал уже сформировавшимся человеком, примерно в двадцать, когда имя отца впервые появилось в списке богатейших американцев. Родители же открыли Питеру и мир филантропии: в начале 1990-х он получил свой личный благотворительный фонд размером 10 млн долларов – в подарок на Рождество.

И это были только цветочки. Пора ягодок пришла в 2009 году, когда Баффет-младший возглавил фонд NoVo Foundation, получив от отца грант на миллиард долларов. Эта высота позволила взглянуть на индустрию благотворительности новыми глазами. И увиденное там не вызывало у Баффета большого восторга.

Что же ему не нравится? Об этом Баффет-младший рассказал в своей авторской колонке в газете New York Times в июле прошлого года.

Так, хотя в последние годы благотворительная отрасль в мире стремительно развивалась и приобрела поистине гигантские размеры – в одних только США здесь заняты более десяти миллионов человек и ежегодно жертвуется около 300 млрд долларов, – это не привело к снижению неравенства в мире. Напротив, просто идет консервация положения вещей, это неравенство порождающего, сетует Баффет. «По мере того как жизни и сообщества разрушаются под действием [главенствующей социально-экономической] системы, создающей огромные богатства в интересах немногих, все более героическое звучание приобретают слова “возвращать долги”. То есть происходит то, что я бы назвал отмыва­нием совести», – пишет он. Более того, негодует глава NoVo Foundation, капиталисты-филантропы «правой рукой пытаются найти решение проблем, которые сами создали левой».

Не в большом восторге Баффет-младший и от повального переноса на филантропию принципов и подходов, доминирующих в бизнес-среде. «Сейчас я слышу, как люди спрашивают: “Какова ROI?” – когда речь идет о том, чтобы облегчить человеческие страдания, как будто величина прибыли на инвестицию являлась бы единственной мерой успеха», – возмущается он.

Очевидно, Баффет хочет и требует перемен, и, не скрывая своего раздражения по адресу «филантрокапитализма», уточняет свою позицию: «В действительности не призываю к концу капитализма. Я призываю к гуманизму».

Как изменить подобное положение вещей? Баффет-младший признает: готового рецепта на этот счет у него нет. Но он уверен наверняка: в мировой филант­ропии назрели систематические изменения. «Деньги надо тратить на испытание концепций, которые разрушат нынешние структуры и системы, превратившие мир в один огромный рынок», – уверен он.

Старая история закончилась. Нужна новая. За работу, товарищи.



08.05.2014

Источник: SPEAR'S Russia №4(37)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз