От звонка до звонка


Кому звонить в первую очередь, когда в дверь стучит полиция: адвокату-криминалисту или юристу, который специализируется на защите репутации? От ответа на этот вопрос может зависеть, сохраните ли вы свободу и доброе имя, утверждает Мэттью Хардеман.

18.03.2015




© Russ Tudor


Когда полиция звонит в шесть утра и «приглашает» к трем часам дня на беседу в Паддингтон-Грин («или вас будут искать все копы Лондона», как заявили одному UHNWI), не всегда ясно, к кому обратиться. У хайнетов батальон советников, но на вопрос, кому звонить первому, если речь идет о полиции, однозначного ответа нет. Варианты: адвокату-криминалисту или юристу – репутационному менеджеру. От вашего выбора может зависеть многое.

И что неудивительно, некоторые специалисты как с той, так и с другой стороны полагают: ведение ответной кампании стоит доверять именно им. Роберт Браун из Corker Binning действовал в интересах россиян и Rolling Stones – и по его мнению, в приоритете должен быть криминалист. «Если клиенту, будь то корпоративному или частному, грозит следствие и, возможно, с уголовным элементом, – рассуждает он, – то в первую очередь и как можно скорее ему нужно заняться уголовным вопросом. Про остальное забудьте».

Однако многие хайнеты побоятся привлекать адвоката-криминалиста, поскольку это укажет на вероятное наличие серьезной проблемы. «Отчасти это происходит потому, что люди не думают об уголовном аспекте, – поясняет Браун. – Он либо приводит их в ужас, либо им кажется, что все запутается, что будет много всего юридического и что как только они позовут адвокатов, на них поставят клеймо. Засунуть голову в песок – вот какое желание может у них возникнуть. Здесь как с визитом к стоматологу: если не встретить проблему лицом к лицу, станет только больнее».

Какие-то HNWI просто не знают правильных специа­листов по уголовному праву. Ангус Макбрайд из Kingsley Napley помог отстоять в суде интересы Ребеки Брукс – и по его словам, «большинство не носит с собой в кармане визитку адвоката-криминалиста». Те же, кто все-таки звонит адвокату, зачастую теряют время, так как обращаются не по адресу: к модному бракоразводному юристу, отмечает Браун, или к специалисту по регуляторным или бизнес-делам. «“Потому что он классный”, – говорят. Но если вам лично грозит уголовное расследование, вам нужны не Clifford Chance. Они не криминалисты», – сигнализирует эксперт.

Если на самом раннем этапе не связаться с адвокатом-криминалистом и, например, отказаться от услуг солиситора даже под стражей, опасаясь, что обратный поступок будет косвенно свидетельствовать о виновности (хотя полиция и так сочла вас достаточно виновным, чтобы арестовать), ошибки могут последовать одна за другой.

Но если звонить, то лучше быть уверенным, что у человека, который станет вам помогать, стальные нервы. Браун вспоминает, как однажды ему позвонили и попросили заняться звездным скандалом, который только нарождался. Забравшись в такси до аэропорта, он за пять минут связался с семью разными людьми из международного окружения одной из самых узнаваемых в мире персон, в том числе с пиарщиками из Парижа и Лос-Анджелеса (которых сильно интересовало, сможет ли их подопечная прибыть, как планировалось, на завтрашнее мероприятие), и только сев в самолет – с ее репутационным адвокатом.

Пресс-группа

Второй тип правовых специалистов, перед которыми брезжит перспектива услышать из iPhone ревущий панический голос, – это репутационные менеджеры. «Одинаковых ситуаций не бывает. Но по своему опыту могу сказать, что юристы из сферы управления репутацией хороши в координировании: мы знаем обе стороны. Мы знакомы с правовыми процедурами и понимаем правовые проблемы, а работая чуть ли не на всех фронтах с профессионалами в области коммуникаций, знаем еще и об их пиарщицких требованиях и опасениях. Мы можем помочь принять действенное решение и направить ситуацию в нужное русло», – рассказывает Гидеон Бенаим, глава репутационного отдела Simkins и адвокат, на котором остановили выбор Наоми Кэмпбелл, Дж. К. Роулинг и не так давно Клифф Ричард.

Сотрудничество вашего репутационного юриста с пиарщиком может сыграть ключевую роль в подавлении плохого информационного фона, который формируется из-за ареста. «Вполне возможно, ваш пиарщик узнает о проблеме первым, – обращает внимание Бенаим. – Виной тому, как правило, “отношения” полиции с прессой. Утечки – это реальность. Часто журналисты узнают обо всем первыми. Это неправильно, но такой вариант исключать нельзя». Что страшным образом подтверждает неописуемый инцидент с Клиффом Ричардом, рейд на чей дом транслировали по телевидению.

Макбрайд соглашается: пиарщикам и «репутацио­нистам» также нужно звонить сразу. Об этом он упомянул недавно в своих первых публичных комментариях после слушаний по делу News of the World, сетуя на пагубное влияние негативной информации. «Сила искусного PR и умелого репутационного менеджмента обеспечит находящимся под государственным следствием куда лучшую защиту, по крайней мере там, где она им доступна. Там, где недоступна, соответствую­щие навыки необходимо развивать адвокатам», – подчеркнул спикер.

Браун же на вопрос о том, что будет, если клиент сначала обратится к репутационному менеджеру, отвечает уклончиво, но кому отдавать приоритет, не сомневается: «Связаться сначала с медийными юристами иногда разумно, допускаю, но что медийные юристы должны понимать – это то, что на первом месте вопрос уголовный».

Объединенные силы

И все-таки что вам действительно нужно, так это слаженная команда. Цельную картину рисует Бенаим, но острейшие проблемы, признает, решают адвокаты-криминалисты. «Разобрав какие-то моменты, мы можем вместе решить, как лучше действовать (или что лучше бездействовать), – делится он. – Важно, чтобы на вашей стороне оказались правильные люди. Вся команда специалистов, работающих с клиентом на повседневной основе, должна состоять из тех, кто в тяжелой ситуации не побоится уступить место другим, ведь все должны работать слаженно на благо клиента. И это самое главное: осознать пределы того, что можно и чего нельзя сделать в репутационном смысле, и отдать передний край на откуп криминалистам, которые знают, что к чему».

Конечно, всегда лучше заранее вооружить себя (и свою семью), узнав, за что вообще можно оказаться за решеткой, и не делать этого. Один российский клиент попросил Роберта Брауна навестить детей в школе-пансионе и провести ликбез о том, что можно, а чего нельзя в рамках английского права. Тем не менее подготовка не должна быть прерогативой олигархов с орлиным глазом, привыкших оглядываться через плечо: те, кто в Англии не первый год, и так обязаны быть подкованными.

Если оперативно вызвать специалиста того или иного из двух типов (зная притом, что он хорош), то, наверное, он развернет защиту и перед законом, и перед общественным мнением. Но только адвокат-криминалист сделает так, чтобы ваши беды начались и закончились в полицейском участке. Суд – это слишком поздно.

Материалы по теме



18.03.2015

Источник: SPEAR'S Russia #3(46)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз