Осветите свой путь


Ученые и архитекторы трудятся над тем, чтобы подарить всем нам лучший ночной сон. Каким образом они намерены этого добиться? Мишель Леже знает ответ.

17.02.2016




© Vince Fraser


Миссис Тэтчер хватало четырех часов в сутки, Ричарду Брэнсону достаточно шести, а Дональду Трампу (по крайней мере, по его собственным словам) – трех. Предприниматели, крупные руководители и политики хвастаются друг перед другом тем, как мало они спят. Разумеется, это означает, что сон должен быть лучшего качества, а не беспорядочное метание между подушками.

Но люди с крупным капиталом, которые стремятся обогнать время, не осознают, как работает наш организм: смартфоны и ноутбуки в постели подвергают зрачок чрезмерному воздействию искусственного света и заставляют наши биологические часы думать, что сейчас день. В результате мы спим меньше и не только просыпаемся раздраженными, но и менее продуктивно начинаем день и вредим своему здоровью: существуют веские доказательства связи недосыпа с сердечными заболеваниями и ожирением. Вот почему самые обеспеченные люди вскоре смогут заставить своих архитекторов спроектировать «умные» дома, которые бы защитили их от собственных «умных» телефонов.

Доктор Маркс Ри, директор Центра изучения света в США, запустивший проект «Здоровый дом» совместно со Шведским энергетическим агентством, описывает воздействие света на «часы» нашего организма, иначе говоря, суточный биоритм: «Представьте, что вы летите из Англии в Нью-Йорк или наоборот: ваш организм догоняет новое время не сразу, и вы испытываете синдром перемены часового пояса – он вызван циклом света и темноты, количеством света, которое на вас воздействует».

Искусственное освещение помещения также может иметь такое влияние, когда яркий свет включен вечером. Доктор Сатчин Панда, доцент Института биологических исследований Дж. Солка в Калифорнии, руководит лабораторией «Панда», где изучаются механизмы биологических часов млекопитающих. Он говорит, что эффект, производимый светом на биологические часы, вызван светочувствительным белком в сетчатке глаза под названием меланопсин. Связанный с гипоталамусом нервными волокнами, он посылает сигналы, получая интенсивные световые стимулы (несколько сотен люкс, яркость лампы дневного света) через зрачок, и уменьшает выработку гормона мелатонина, который помогает нам заснуть.

«Слишком яркий свет в ночное время подавляет производство мелатонина, поэтому мы не можем спать в освещенной комнате, – говорит доктор Панда. – Посещение супермаркета ночью может привести к тому, что очень яркий искусственный свет в помещении остановит выработку мелатонина на длительное время». В некотором смысле ваше тело обмануто и думает, что сейчас день, когда на дворе ночь. И наоборот, говорит Панда, нахождение в тускло освещенном помещении в течение дня также может влиять на ваши биологические часы и резко понижать производительность на работе. «Если пройтись с люксметром (датчиком для измерения интенсивности света), вы обнаружите, что во многих помещениях относительно темно. Нам нужно несколько сотен люкс, чтобы активировать биологические часы, но во многих офисах и домах свет едва ли достигает 100 люкс».

Светлая мысль

Цель проекта «Здоровый дом» – смягчить влияние света на биологические часы, автоматически уменьшая яркое «циркадное освещение» (свет, влияющий на наши биологические часы) в вечернее время, но оставляя достаточно света для выполнения повседневных задач. Беспроводной датчик размером с пятипенсовую монетку, прикрепленный к одежде ближе к голове, фиксирует количество света, которое зрачок получает в каждый момент времени. Затем данные передаются на смартфон, где работает программа, которая распознает вас, пишет «световой рецепт» в зависимости от уровня света, который на вас воздействовал к настоящему моменту, и изменяет яркость освещения у вас дома. «По вечерам мы пользуемся планшетами и смотрим телевизор, – говорит Ри, – а наша технология подскажет вам, является ли это проблемой и как долго вы можете продолжать пользоваться техникой, не нарушая своего сна».

Ри считает, что результаты исследований могут принести больше пользы нашему здоровью: повысить производительность, улучшить сердечную деятельность и сократить риск таких заболеваний, как диабет и рак груди. «Культура, в которой мы живем, состоит из химии и таблеток, и мы считаем, что именно они нужны для поддержания здоровья. Но если вы приведете в норму суточный цикл света и темноты, то результаты будут впечатляющими. И это вовсе не чепуха, а важная часть нашей биологии, остававшаяся без внимания на протяжении веков».

Доктор Ри говорит, что программа также может работать в качестве беззвучного будильника: вы сообщаете телефону, когда хотите проснуться, и он создает лучшую схему «рассвета», чтобы разбудить вас естественным путем в жела­емое время. Предписание создается ежедневно, пока вы спите, и отправляется на следующее утро вместе с рецептом, возможно, предлагая вам немного избежать воздействия света утром и получить его больше во второй половине дня. В будущем, по словам Ри, программа сможет выйти за пределы дома и достичь офисов и других помещений, где нам приходится бывать ежедневно. «Теоретически, – говорит он, – технологии смогут распознавать вас и освещать ваш путь повсюду».

Пространство для маневра

Раздел программы, посвященный технологическому развитию, приближается к завершению. Затем Центр изучения света будет сотрудничать с производителями по всему миру и со шведскими профессионалами в сфере недвижимости, которые стараются следовать за технологическими достижениями и отходить от старомодной «архитектуры света». Ри предполагает, что «изменение парадигмы» станет возможным к декабрю 2017 года.

Проект «Здоровый дом» – пример кардинально нового восприятия и применения архитекторами научных данных. Стефана Хофа, архитектора и основателя независимой группы архитекторов и дизайнеров Hoffice, привлекает трудность темы: «Сложности сегодняшнего дня… возможно, станут завтра чем-то обычным. Мы как архитекторы начинаем понимать информацию из исследований, теперь еще более доступную».

Федерико Фаверо, специалист по промышленному дизайну Королевского технологического института в Стокгольме, говорит, что архитекторы должны проявлять терпение по отношению к темпу научного прогресса: «Процесс конструирования скор и движется благодаря спросу. Однако исследования на самом деле не соответствуют этой скорости – жаль, если в тот момент, когда собраны все доказательства, проект уже завершен».

Еще один архитектор, Фредерик Маркс, основал Академию нейробиологии для архитектуры, стремясь усилить диалог между архитекторами и учеными и спроектировать здания, которые бы улучшали здоровье и самочувствие людей. «Дизайн как процесс основывается на интуиции; так оно и останется, – говорит он. – Теперь у нас есть шанс подтвердить то, что говорит интуиция. Когда архитектор приходит к заказчику и подкрепляет свой проект научными данными, это совершенно точно преимущество для профессии».

Ясно одно: даже если технология для дома, призванная улучшать здоровье, еще на стадии зарождения, обладатели больших капиталов вскоре смогут воспользоваться преимуществами «архитектуры хорошего самочувствия» для повышения своей эффективности дома и в офисе. 



17.02.2016

Источник: SPEAR'S Russia #1-2(54)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз