Об отношении к деньгам


Торжество, посвященное 10-летнему юбилею управляющей компании «Промсвязь», собрало в отеле «Арарат Парк Хаятт Москва» на Неглинной около сотни гостей. организованное в партнерстве с журналом SPEAR’S Russia, оно сопровождалось экспозицией картин заслуженного деятеля искусств РФ Павла Каплевича. Валюты мира были представлены на холстах в особой авторской технике – на создание этой коллекции художника вдохновили собственно деньги, их привлекательный дизайн и мистическая способность отражать самую суть исторического момента. Хозяин вечера, директор по доверительному управлению Промсвязьбанка Алексей Ищенко полностью разделяет творческий взгляд на оборот бумажной наличности. Оба, художник и финансист, рассказали Алине Проскуряковой о том, что такое деньги.

26.12.2012




Павел Каплевич и Алексей Ищенко


Алексей ИЩЕНКО:
«Быть человечнее и интереснее конкурентов»

Увидеть гармонию в пестрых графиках электронной торговой платформы и поймать взглядом рыночный тренд. Выразить зыбкое ощущение в цифрах стройной инвестиционной стратегии и раскрасить картину будущего самыми яркими красками. Алексей Ищенко уверен, что управление капиталом, как создание живописного полотна, тоже начинается со зрительного образа.

Когда российский PBWM с его атрибутами комфорта и демонстративной успешности, уютными холлами и вышколенным персоналом принялся мимикрировать под розничный банк с металлическими стульями «Филипп Старк» и кучками клиентов, скучающих у расчетных касс, топ-менеджеры как будто разделились на два лагеря. Одни оправдывают экономию на кофе и булочках, другие – за старомодное гостеприимство. Первые утверждают, что для клиента важны только конечные цифры в отчете, вторые – что личный контакт и человеческие взаимоотношения – надежный канал привлечения новых денег. Алексей Ищенко – из тех, кто полагает, что не стоит ломать традиции в угоду Филиппу Старку. С его появлением в УК «Пром­связь» упоминаемость компании в прессе увеличилась на 60%, а узнаваемость бренда – на 40%.

Мероприятие по случаю юбилея сопровождалось всеми старомодными элементами светского приема: шампанское брют, канапе с икрой, поздравления от друзей и партнеров. «Сегодняшний рынок инвестиционных услуг – это, несомненно, рынок предложения: мы сформируем любой продукт, если сумма инвестиций позволит окупить его (структурное предложение – от 100 тыс. долларов, фонд – от 15 млн долларов), и должны помнить, что мы такие не одни. Я всегда говорю своим сотрудникам: о’кей, вы все прекрасные специалисты, потому здесь работаете. Но этого недос­таточно. Вы должны быть интересны клиенту чем-то помимо профессиональных навыков. Быть человечнее, эрудированнее, привлекательнее и харизматичнее, чем конкуренты. Иметь в запасе как минимум пять тем, которые вы готовы поддержать. Клиент хочет знать, кто тот человек, которому он доверяет свои сбережения: его жизненные принципы и убеждения, политические взгляды и способность аргументировать свою точку зрения – все это так же важно, как и до кризиса с его теорией нового аскетизма. Клиент хочет видеть, как управляющий ведет себя в светской обстановке, а как во время политической дискуссии… ».

Алексей Ищенко известен на рынке компаний финансовой индустрии умением не только управлять, но и продавать – инвестиционные продукты, будущие проекты и собственные профессиональные достижения. В позапрошлом году он пришел из «Атона» в Пром­вязьбанк, чтобы возглавить его инвестиционное подразделение. И не с пустыми руками, а с планом вывода компании на широкий рынок и командой специалистов. Сегодня УК вышла в точку рентабельности. «Я взял на себя обязательство привлечь 130 млн долларов от частных и корпоративных клиентов, до конца года мы планируем увеличить этот показатель еще на 70 млн долларов. Другая задача – повысить маржинальность продаж с 1 до 2%». Достойная цель для условий стабильной экономики, но не слишком ли амбициозная для узкого, падающего и высококонцентрированного рынка коллективных инвестиций? Исчисляемый всего лишь несколькими миллиардами долларов, он сегодня испытывает отток активов 12–25% в год и демонстрирует колоссальную концентрацию – восемь российских компаний аккумулируют 70% всех активов. Отличная возможность для нового старта: полтора года назад Ищенко сделал ставку на текущую неопределенность экономики и почти в три раза увеличил объем средств под управлением – до 13 млрд рублей, примерно 90% которых – средства крупных частных клиентов: владельцы бизнеса, топ-менеджеры, акционеры компаний и чиновники – бизнесмены с опытом управления – все чаще поступают на госслужбу, констатирует Ищенко. «Наша стратегическая цель – отвлечь внимание хайнетов от швейцарских депозитов, показать, что на сегодняшнем рынке можно достичь большей доходности, а тактическая – заместить нерыночные (низкомаржинальные) сделки рыночными». В его продуктовой линейке 20 предложений: «оптимальное количество, чтобы не утратить фокус». В отличие от многих коллег по отрасли, руководитель УК «Промсвязь» считает ПИФы весьма перс­пективным направлением развития. «В следующем году мы планируем получить несколько десятков миллионов долларов через сеть дополнительных офисов ПСБ. Стандартные продукты – эффективный и высокомаржинальный бизнес. У нас 300 точек продаж, и я планирую задействовать каждую по полной программе».

Артем Констандян,
президент Промсвязьбанка:

Полтора года назад руководство Промсвязьбанка приняло решение провести структурные изменения в УК «Промсвязь». В тот период, когда перспективы глобальной экономики вызывали много вопросов у финансового сообщества. Этот риск себя оправдал, как вы оцениваете результат?

На мой взгляд, риск себя оправдал. Управляющая компания претерпела глубинные изменения буквально во всех компонентах своей деятельности: инфраструктуре, продуктовой линейке, бизнес-процессах, персонале. Радикально возросло количество и качество клиентов. Другое дело, что мы, будучи «стайерами», ждем гораздо большего на более длительном временном горизонте.

За минувший год компании удалось увеличить объем активов под управлением и привлечь большое число новых клиентов на открытом рынке. Это как-то связано с тем, что новый топ-менеджер перетянул к вам своих прежних клиентов? Возможно ли сохранить набранный темп прироста AuM в следующем году?

Я думаю, в этом процессе есть совокупность факторов, в том числе и этот. Надо сказать, что сопоставимый объем новых активов был привлечен и с рынка.

Безусловно, в текущей рыночной ситуации рас­ти каждый год такими темпами будет крайне непросто, но планы у Промсвязьбанка в области управления активами довольно амбициозные, и мы приложим все усилия, чтобы их реализовать. Залог успеха в большей интеграции бизнеса по управлению активами и мощной инфраструктуры и клиентской базы Промсвязьбанка.

Павел Каплевич:
«Банки не воспринимают меня всерьез»

Знаменитый театральный сценограф, лауреат множества престижных премий и один из самых востребованных художников современной России Павел Каплевич называет бумажные деньги квинтэссенцией графического дизайна. Они во всем, но и в них все: вечность и современность, традиции и технология – не случайно самые «модные» купюры выпускает Швейцария – консервативнейшая страна мира. Если бы ему заказали дизайн новой купюры, он бы тоже сделал нечто «сверхсовременное».

Каплевич уверяет, что относится к деньгам так же, как к искусству, – и то и другое надо брать и использовать по назначению, а не хранить под замком. Крупную сумму, долгое время лежавшую на депозите «без дела», Каплевич отдал другу: «Ему надо было». Говорит, что легко расстается с деньгами и вообще может без них обойтись. В доказательство открывает большой кожаный портфель, набитый пачками купюр разного номинала: «Собирал сегодня по всей Москве. Покупаю новую машину, тоже Audi Q7. Прежнюю-то сын уже считает своей». У Каплевича нет финансового советника и персонального менеджера в банке. И бумажника тоже нет. «Видимо, из-за такого отношения к деньгам банки и ко мне относятся несерьезно. Кстати, еще недавно я носил деньги в целлофановом пакете, некоторые мои знакомые до сих пор так поступают».

Он не умеет работать меньше чем над 20 проектами одновременно, долго читать одну книгу или общаться только с одним человеком. Постоянно отвлекается от главной темы нашего интервью – «деньги как искусство», – чтобы показать только что придуманную обложку для сольного диска Евгения Маргулиса (сегодня встреча с автором), поздравить с днем рождения великолепную Илзе Лиепу, ответить на звонок телеведущей Тины Канделаки и пригласить ее в театр. После спектакля еще запланирована встреча с Андрисом Ли­епой – готовы эскизы фотографий для юбилейного вечера звезды мирового балета. В ближайших планах – совместный с Музеем архитектуры проект для Сбербанка «Город под водой – великая русская утопия». Большой несостоявшийся – из-за нехватки денег – архитектурный проект. Среди прочих утопических шедевров – Кремль, каким видел его архитектор Баженов. Макет был сделан по заказу Екатерины Великой, но проект заморозили из-за дефицита бюджета. А это храм Христа Спасителя на Воробьевых горах архитектора Витберга, сосланного в далекую Вятку за растрату. Дворец Советов, увенчанный скульптурой Ленина, настолько гигантской, что ей вряд ли когда-то предстояло показаться из-за облаков. Прекрасные творения архитектурной мысли, так и не воплощенные в камне из-за денег, их избытка или недостатка, из-за банальной меркантильности, наивной щедрости или преступной расточительности… Спонсорские вложения, инвестиции и финансирование творческих проектов – сегодня многие прекрасные идеи реализуются на деньги, имеющие не самое прозрачное происхождение. Каплевич признается, что часто думал над связью между способом получения денег и тем продуктом, который произведен за их счет, – и не нашел ответа. Действительно ли деньги очищаются в третьем поколении? Можно ли искупить грехи добрыми делами? Какова цена высокого социального статуса? «Я точно знаю только то, что странные и неоднозначные люди с большей готовностью финансируют разные странные и неоднозначные замыслы».

Каплевич настоятельно советует пресекать его попытки провести экскурсию по переделанной из сталинской однушки мастерской в Большом Козихинском: «Если я начну показывать все эти работы, вы задохнетесь». И все-таки невозможно удержаться от расспросов. Вот шапка XVI века, «снимавшаяся» у Сергея Эйзенштейна в «Иване Грозном», а эта – из спектакля Станиславского; малайзийская серьга XIV века; расшитая золотом куртка грузинского князя; плафон с рисунками режиссера Рустама Хамдамова, редкая фотография Вацлава Нижинского и подлинник картины Константина Сомова. Вот портрет Каплевича, нарисованный писательницей Людмилой Петрушевской, и портрет, сделанный фотографом Клавихо-Телепневым…

«Я не считаю, что стыдно зарабатывать деньги, хотя многие представители моей среды именно так и полагают. Или не умеют. Тина Канделаки вот умеет и постоянно получает за это, причем от близких вроде людей. А я думаю, что умение зарабатывать деньги – великий талант. У нас до сих пор считается, что хорошие люди должны быть нищими, жить в одинаковых квартирах и пить одинаковую водку, а вырвавшихся вперед норовят назвать выскочками просто так, по советской привычке. Может быть, как раз поэтому я вообще не общаюсь с художниками: я очень продуктивный, недепрессивный и несильно пьющий, короче – тот самый выскочка. Мне, может быть, тоже до сих пор тяжело дается слово “артишок”. Но я его ем и буду есть!»


Материал опубликован в SPEAR’S Russia #12(24) под заголовком «Деньги как искусство».

Атлас



Алина Проскурякова
26.12.2012

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





«Изучение богатых россиян проливает свет на мысли глобальных элит»


_nig0790
 

После прочтения книги «Безумно богатые русские» у редакции WEALTH Navigator возникло немало дополнительных вопросов к автору. Элизабет Шимпфёссль любезно согласилась ответить на них во время пространного интервью.