Оазис для инвестора


Пресная вода, пожалуй, единственный в мире продукт, перед которым не маячит перспектива когда-либо обесцениться. По данным ООН, к 2030 году как минимум 4 млрд человек столкнутся с проблемой ее нехватки. По мнению Александра Войтюка, российским частным инвесторам стоит всерьез задуматься о вложениях в эту индустрию.

03.05.2011





В конце 2010 года американская управля­ющая компания Invesco PowerShares Capital Management отметила пятилетний юбилей своего биржевого фонда (ETF) PowerShares Water Resources Portfolio. По словам руководства компании, этот фонд чуть ли не первым среди ETF стал целенаправленно инвестировать в так называемую водную индустрию и на начало 2011 года превратился в одного из крупнейших игроков на рынке. В его портфеле акции компаний, торгующиеся на Нью-Йоркской фондовой бирже. Речь идет о всевозможных «коммунальщиках» – поставщиках питьевой воды, производителях оборудования, связанного с этой сферой, в том числе очистных сооружений, а также с инфраструктурными компаниями, обеспечива­ющими водой промышленные предприятия и сельское хозяйство.

Ведущий портфельный управляющий Summit Global Management, специализирующейся на вложениях в «водные активы», Билл Бреннан подсчитал потенциал объектов для инвестирования: если не ограничиваться игроками, входящими в тот или иной индекс, то в целом можно говорить о как минимум 400 публичных компаниях с совокупной рыночной капитализацией 1 трлн долларов. Глобальный рынок для их продукции и услуг Бреннан оценивает в 500 млрд долларов в год.
При этом акции компаний из водной индустрии на протяжении длительного времени показывают позитивные результаты. Так, согласно официальным данным, совокупный доход фонда PowerShares Water Resources Portfolio за пять лет составил 36,1%. Для сравнения: индекс S&P 500 вырос за этот период на 7,87%.

Гидрокоммерческие перспективы

Водная индустрия – гигантский по объему рынок. «С точки зрения вложенного капитала его можно сравнить с нефтегазовой сферой и индустрией электричества, – рассказывает Билл Бреннан. – Однако эта индустрия в сравнении с традиционными инвестиционными секторами все еще остается плохо структурированной». Например, инвестор не имеет возможности вложить свои средства во фьючерсы на воду на той же Нью-Йоркской товарной бирже, с другими товарами это возможно.

Бреннан занимается инвестици­ями в «водные активы» с 1999 года. А управляющая компания Summit Global Management, в которой он сейчас работает, еще 30 лет назад одна из первых в США начала разрабатывать эту тему. За последние 12 лет Бреннану довелось трудиться в этой индустрии инженером, консультантом, аналитиком и, наконец, портфельным менеджером. До прихода в Summit Global Management он управлял взаимными фондами в Европе и США, которые получили от Morningstar на­ивысший рейтинг – пять звезд.

«На наш взгляд, эту сферу инвестиций лучше всего определяет термин “гидрокоммерция”, – поясняет управляющий Summit Global Management. – Поскольку он охватывает разнообразные – нередко несходные – индустриальные группы и лучше всего характеризует широкий спектр компаний, обеспечивающих продукты или услуги, связанные со сбором, очисткой, хранением, транспортировкой питьевой воды, а также очисткой сточных вод для домашних, индустриальных и сельскохозяйственных целей».

Вода представляет собой товар, который абсолютно нечем заменить, и при этом она – наиболее необходимое для поддержания жизни вещество и самый насущный источник для экономик по всему миру. Это фундаментальное положение порождает все возраста­ющий спрос на воду и дает, по мнению участников рынка, веские основания рассматривать эту сферу в качестве устойчивой, нецикличной, низкорисковой инвестиции.

О потенциале таких вложений говорит следующая выборка, которую Бреннан подготовил для презентации частным вкладчикам. Он произвольно выделил за прошедшие 25 лет несколько пятилетних периодов (1982–1987, 1993–1998, 1979–1984 годы и т.д.) и на их примере продемонстрировал, что компании, связанные с гидрокоммерцией, с точки зрения совокупного дохода переигрывали все другие группы на рынке акций США.

«Несмотря на оптимистичные показатели выборок, которые я получил, на Уолл-cтрит по большому счету только сейчас начали понимать, какие крепкие фундаментальные основы у гидрокоммерции, представля­ющей собой сплав традиционных индустрий», – отмечает эксперт.

Недооцененный актив

Несмотря на то что в последние десятилетия спрос на воду неуклонно возрастал, как тип инвестиционного актива «жидкое золото» остается крайне недооцененным. Во многих регионах мира плата за воду составляет незначительную часть в стоимости коммунальных услуг и даже близко не соотносится с себестоимостью жизненного цикла, благодаря которому на выходе потребители получают безопасную, чистую воду. Во многом это объясняется тем, что в подавляющем большинстве стран власти традиционно причисляют эту сферу к области госрегулирования.

«Нынешняя цена на воду менее всего отражает ее истинную экономическую и социальную значимость, – полагает Бреннан. – В США мы платим центы за галлон воды из крана. Это даже меньше, чем стоимость галлона воды, предназначенной для полива зерновых. Удивительный факт, если учесть, что каждый год на ее очистку и доставку тратятся сотни миллиардов долларов по всему миру».

По мнению эксперта из Summit Global Management, этот фундаментальный дисбаланс между ценой на воду и ее истинной стоимостью не сможет сохраняться длительное время, поскольку увеличивающиеся с каждым годом издержки и ограниченность запасов качественной воды вынудят пересмот­реть как стоимость этого товара, так и отношение к нему со стороны потребителей и инвесторов. Так, на западе США, в сельскохозяйственных штатах, цена на воду для полива за последние 10 лет ежегодно росла в пределах 12–15%. Аналогичная ситуация наблюдалась в сельхозрайонах Австралии.

Управляющие, специализирующиеся на инвестициях в эту индустрию, сходятся во мнении, что уже в ближайшем будущем стоимость воды будет оказывать существенное влияние на сырьевые товары, сельское хозяйство, а также на широкий спектр товаров, при производстве которых не обойтись без чистой, подготовленной воды.

Так, для производства одного килограмма качественной говядины требуется 7 тыс. литров воды, одного килограмма риса – 5 тыс. литров, килограмма зерновых – 1,5 тыс. литров.

Китай наиболее наглядно демонстрирует масштаб проблем, которые предстоит решать в ближайшие годы правительствам по всему миру. В этой стране проживает 21% всего населения Земли, при этом государство располагает лишь 7% мировых запасов воды. Власти Поднебесной приняли и осуществляют масштабную программу инвестиций как в инфраструктуру, так и в производство чистой питьевой воды. Только в 2008 году на эти цели было выделено 250 млрд долларов.

Водные фонды

Для крупного частного инвестора в настоящее время не представляет особого труда пополнить свой портфель «вод­ными активами». На рынке не первый год работают различные ETF, которые, ориентируясь на тот или иной индекс, держат в портфеле акции компаний вод­ной индустрии и торгуются на биржах как обычные акции.

Среди наиболее известных следует отметить такие фонды, как PowerShares Water Resources и PowerShares Global Water компании Invesco, Claymore S&P Global Water и The First Trust ISE Water Index Fund.

PowerShares Water Resources – самый крупный по объему из перечисленных exchange traded funds, в его портфеле бумаги преимущественно американских компаний. А вот PowerShares Global Water помимо компаний из США держит акции предприятий Канады, Финляндии и Швейцарии. Claymore S&P Global Water также работает на глобальном уровне. У него доли компаний из США, Великобритании, Франции, Японии и Швейцарии. The First Trust ISE Water Index Fund выбирает только «американцев».

Фонды, специализирующиеся на гид­рокоммерции, предпочитают в своей стратегии как можно ближе придерживаться отраслевых индексов, формируя собственный портфель сообразно их развесовкам. Так, PowerShares Water Resources и PowerShares Global Water ориентируются на акции предприятий, входящих в Palisades Water Index, а Claymore S&P Global Water и The First Trust ISE Water Index Fund, как понятно из их названий, – на S&P Global Water и ISE Water Index соответственно.

К примеру, в индекс S&P Global Water входит 50 компаний, рыночная капитализация каждой из которых составляет не менее 250 млн долларов. 25 предприятий представляют сферу коммунальных услуг и инфраструктуру, еще 25 – производители оборудования и химических веществ для очищения воды. При этом ни одна компания не может иметь вес в индексе, превышающий 10%. Новички в течение года в индекс не добавляются. Фонд Claymore S&P Global Water имеет корреляцию с ним не менее 95%.

По словам Билла Бреннана, частные инвесторы в гидрокоммерцию в основном представлены семейными офисами и эндаументами. «Это глобальные игроки, они осознают влияние, которое способна оказывать вода на их инвестиции в другие “природные богатства”. Есть среди них также и институциональные инвесторы, начинающие понимать действительную стоимость воды как актива и потенциал этой инвестиционной идеи», – резюмирует эксперт.

И все-таки не надо быть институционалом, чтобы понять один старый китайский афоризм: «Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет». Это сказал Лао Цзы, а спорить с ним – дурной тон.


Четыре факта о воде

  1. По данным Всемирного банка, в последнее десятилетие объем потребления питьевой воды рос более чем в два раза быстрее, чем численность населения, – с 2,5 до 3% в год. По расчетам банка, потребность в воде будет удваиваться каждый 21 год.
  2. Приблизительно 17,5% населения Земли (1,15 млрд человек) в настоящее время испытывают постоянную нехватку чистой питьевой воды.
  3. Хотя поверхность Земли более чем на 70% покрыта водой, 97,5% из этого – морская вода, непригодная для питья. Большая часть из оставшихся 2,5% недоступна для непосредственного потребления (подземные озера и пр.).
  4. По крайней мере 80 стран уже испытывают дефицит воды. По прогнозу ООН, к 2025 году порядка 67% населения Земли столкнутся с проблемой нехватки питьевой воды.


Александр Войтюк
03.05.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (4)

Watermark 04.05.2011 14:29

Вложиться в водный фонд - отличный способ ощутить, как деньги текут сквозь пальцы

Артем 04.05.2011 01:00

как известно, "доходность в прошлом не гарантирует доходность в будущем". Вложения в "водный бизнес" становятся сейчас все более популярными на рынке. Если объем инвестиций в эту отрасль будет превышать темпы естественного роста рынка сбыта, ждите очередного пузыря. Выиграет тот, кто сможет вовремя выйти. А в целом идея хорошая в среднесрочной перспективе, т.к. пузырь еще не надули.

Anonymous 03.05.2011 16:40

Вот пить захочется -- все отдадите!

Игорь 03.05.2011 16:20

Любопытно, как возможность диверсификации портфеля. Но только я бы не отдал под это больше 2-3% своих средств.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз