О пользе алфавитного супа


Восстановление мировой экономики продолжается, констатирует Роб Дэйвис. Затаив дыхание, Мексика, Турция и другие развивающиеся рынки наблюдают, как западные инвесторы репатриируют капитал.

29.07.2014





Для аналитика по развивающимся рынкам нет ничего милее хорошего акронима. Сначала был БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) – группа крупных быстрорастущих экономик, которую Джим О’Нил в бытность экономистом Goldman Sachs называл источником прибыли в пучинах финансового кризиса. Затем он начал восхвалять преимущества МИНТ (Мексики, Индонезии, Нигерии и Турции), хотя в этот раз за изобретение термина ему стоило бы поблагодарить управляющую компанию Fidelity.

БРИК и МИНТ – лишь ложка алфавитного супа, поданного, чтобы подсказать вам страны, перспективные с точки зрения инвестиций. Среди других высоко превозносимых сочетаний – CIVETS (Колумбия, Индонезия, Вьетнам, Египет, Турция и ЮАР) и очередное детище О’Нила Next-11 (Бангладеш, Египет, Иран, Индонезия, Мексика, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Южная Корея, Турция и Вьетнам). Еще один длинный список тех, кто должен «выстрелить», представил BBVA Bank в виде EAGLEs (Emerging And Growth Leading Economies, то есть развивающиеся и лидирующие по росту экономики).

Привлекательность этих вольно сгруппированных держав повысил запуск печатных станков на Западе, где центральные банкиры решили таким образом смягчить последствия финансового кризиса, самого масштабного в современной истории. Деньги ринулись в крупные экономики, и в поисках лучшей доходности инвесторы стали направлять их за границу, в незнакомые страны, разгоняя их рост еще сильнее.

Но призрак начала конца великого американского эксперимента по стимулированию, или постепенного сворачивания количественного смягчения, несколько охладил пыл инвесторов своим появлением. Реакция на сам старт сворачивания была относительно вялой: большую часть нервов инвесторы потратили в минувшем году на ожидание. Но впереди турбулентность, и многие западные инвесторы, скорее всего, репатриируют деньги в предвкушении ухода «домашних» процентных ставок с рекордных минимумов. По оценкам Всемирного банка, сокращение потоков капитала на развивающи­еся рынки может дойти до 80% по окончании сворачивания. Глава МВФ Кристин Лагард указывала на возможность бури и призывала остерегаться «пузырей», в том числе долговых. MSCI Emerging Market Index, традиционный инструмент для отслеживания динамики развивающихся рынков, не так давно за пять торговых дней потерял около 4%. Ряд же экономик уязвим особенно.

Под серьезной угрозой, например, экономический расцвет стран к югу от Сахары. Все знают, что последние несколько лет семь из самых быстрорастущих экономик мира – африканские. Во многих из них огромная часть ВВП приходится на капиталовложения, и дальнейшее сворачивание количественного смягчения может больно по ним ударить. Аналитик Capital Economics Нейл Ширинг видит повод для беспокойства за страны с «большим дефицитом текущего счета и тяжелым бременем внешнего долга». «Особенно нас беспокоят Турция, ЮАР и Индия», – уточняет он.
Богатые природными ресурсами страны не могут полагаться на конъюнктуру сырьевого рынка, поскольку сектор металлов пока не восстанавливается, а нефть, прогнозирует ряд экспертов, подешевеет в этом году до 80 долларов за баррель.

Турецкая борьба

Во времена постоянных экономических перемен удобные подборки вроде МИНТ могут быть малополезны инвесторам. Ведь неразумно ждать, что, скажем, Мексика и Турция сработают в тандеме. Последняя сильно зависит от перспектив европейских покупателей своего экспорта. Кроме того, она отлично воспользовалась американским стимулированием, чтобы занять на финансирование расходов. Но ФРС прекращает раздачу, и турецкие власти наверняка взглянут на расходы трезвее. Все нестабильнее ситуация в политике, хотя не факт, что это помешает заработать на вложениях в Турцию.

Фундаментальные показатели Мексики совсем иные. Пусть она борется с наркоторговлей, но легальная экономика может держаться за полы штатовского плаща, чей хозяин набирает прежнюю мощь, и выпускать дешевые товары для его крепнущих домохозяйств. Чем уповать на красивое сочетание букв, инвесторам лучше учитывать такие характеристики.

Ликвидные активы

Рулевым развивающихся экономик и предприятий, которые с ними торгуют, придется соображать быстро. По таким державам финансовый кризис, как правило, бьет, когда за долгим притоком капитала следует его внезапное изъятие, отмечает Всемирный банк. Но с большими переменами всегда приходят большие возможности, и когда глыба дешевых денег растает, на ее месте заблестят драгоценные камни.

Так, привлекательными на развивающихся рынках выглядят акции компаний, которые зависят от экономического роста США и Европы. То же справедливо для бумаг фирм, для которых благоприятно ослабление национальной валюты. Например, тех, кто считает в ней расходы, а доходы – в валюте более крепкой.

Опасения насчет сворачивания могут быть и вовсе раздуты. Если США будут поднимать процентные ставки постепенно, то волатильность на рынках акций развивающихся стран, вероятно, окажется не такой страшной, как ожидается. Инвесторы в облигации смогут найти стабильные источники дохода в государствах вроде Мексики, где суверенный долг приносит 4%. Здоровый уровень для относительно сильной экономики: американские treasuries, для сравнения, дают 2,8%.

Мало кто надеется, что развивающиеся рынки будут расти так же быстро, как до кризиса. Но даже если это случится, уже ясно: они больше не вариант по умолчанию. 



29.07.2014

Источник: SPEAR'S Russia №7-8(40)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз