Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/o-bezopasnyh-aktivah
Дата публикации 30.10.2012
Рубрики: Инструменты , Классические инвестиции
Напечатать страницу


О безопасных активах


Системный риск не может быть диверсифицирован. А именно с ним мы имели дело в начале года и будем жить еще какое-то время. Но и в такой ситуации инвесторы могут если не заработать, то хотя бы обойтись без потерь. SPEAR’S Russia представляет шесть рассказов о доходности и безопасности и о том, что нужно было делать тогда, чтобы сейчас читать эти страницы без боли и сожалений.


Рэй Дэйлио и Марк Фабер советуют держать часть активов в золоте. Уоррен Баффет, скептически относясь к этому металлу, утверждает, что самые надежные инвестиции – в производство. Первые шесть месяцев 2012 года были периодом неопределенности настолько сильной, что даже великие не могли договориться между собой. Впрочем, многие из них считают этот период вполне ординарным. Тем больше поводов посмотреть назад, выделить несколько безошибочных решений и хоть немного поучиться у истории.

Мы предложили нашим экспертам присвоить самым выдающимся инструментам титул «безрисковый» и определить, какие бумаги на российском и международных фондовых рынках не показывали отрицательной доходности или показывали ее в наименьшей степени. Разумеется, следует учесть, что хорошие результаты в первом полугодии никак не гарантируют ни будущих успехов, ни «безопасности».

Алексей Дебелов,
партнер «Третьего Рима», руководитель направления «Акции»:

Основным классом активов, выигравшим от уменьшения кредитного риска развитых стран, стали облигации. Рост стоимости облигаций высокого качества после ударного 2011 года был небольшим: образовавшиеся вследствие скупки ФРС и ЕЦБ госдолга США и ЕС огромные остатки на счетах искали применения, и высоконадежные облигации ожидаемо стали первым объектом инвестирования. Поэтому звездой первого полугодия стали бумаги следующего эшелона: корпоративный долг и суверенный долг развивающихся рынков.

Логично, что выросшие сильнее всего активы – облигации развивающихся стран и американские акции – пользовались наибольшим спросом инвесторов в первом полугодии: сначала как ставка на решение долговой проблемы, потом – как тихая гавань во время бегства от рисков. Также высоким спросом пользовались государственные облигации развитых стран, особенно США, Германии и Швейцарии, но после успешного 2011 года потенциал роста для этих бумаг был уже невелик.

Неблестящие макроэкономические показатели США и боязнь возможного замедления китайской экономики не дали росту распространиться в первом полугодии на более рисковые активы – акции, высокодоходные облигации, товары. Перелом наступил в конце апреля, и майское бегство от рисков обвалило все значимые рынки акций, кроме американского, а цена нефти потеряла 30% за 3 месяца. Некоторый рост в июне был лишь отскоком, концом панической распродажи. На фоне этих событий еще сильнее вырос спрос на облигации для инвестирования средств, высвободившихся после продажи рисковых активов.

В описанной выше ситуации облигации качества BBB- и BB+ стали основными бенефициарами смены настроений инвесторов в первой половине года (6,7% рост индекса EMBI Plus). В полной мере выиграл от бегства капиталов с рисковых рынков домой американский рынок акций: индекс S&P 500 прибавил 8,3% за первую половину 2012 года по сравнению с ростом акций развивающихся рынков на 2,6% и Европы на 2%.

Российские акции потеряли 2,3% за первое полугодие. Наиболее устойчивым оказался класс высокодивидендных привилегированных акций, в основном представленный частными нефтяными компаниями: «Башнефть», ТНК-BP, «Сургутнефтегаз». По сути, это дешевые ставки на по-прежнему дорогую нефть через акции компаний, делящихся существенной частью своей прибыли с миноритарными акционерами. С учетом выкупов и дивидендов «в пути», ожидающихся в конце августа – начале сентября, за первое полугодие дивидендные ставки показали долларовую доходность существенно лучше рынка.

Из товаров положительный результат показало золото, несмотря на значительные потери по сравнению с февралем. Также из-за серьезной засухи в США уверенно себя чувствовали зерновые.

Алексей Родзянко,
главный исполнительный директор ИФК «Метрополь»:

Экономика в первом полугодии 2012 года развивалась, как в книге Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах». Произведение начинается с фразы: «Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время». Дело в том, что макроэкономика выглядела идеально, а рыночные показатели ценных бумаг падали так, будто наступает кризис.

Период выглядел привлекательно для прямых инвестиций, которые не подвергались рыночным котировкам. Можно было спокойно инвестировать, деловой фон был нормальным, но при этом не нужно было нервничать по поводу котировок.

Самыми безопасными были суверенные ценные бумаги США и Германии, которые рассматривались как наименее рисковые: в первом полугодии рынок пытался уйти от рисков. Соответственно самыми выгодными бумагами были именно эти. Кроме них можно выделить золото. Помимо ценности драгоценного металла оно имеет еще и ценность монетарную – как валюта, не зависящая ни от какого государства.

Спрос на них был ничтожным, и котировки приблизились к уровню начала 2009 года. Плюс они не могли принести никакой доходности, кроме отрицательной.

Когда стало очевидно, что проблемы Греции, Италии, Испании, Португалии и всего Евросоюза нелегко решаются, ожидания рынка по поводу решения проблем очень сильно влияли на поведение инвесторов. В основном «командовали парадом» страхи, что решения будут неконструктивны. Пока эти страхи ходили по рынку, было ожидаемо, что «проигрывали» любые рисковые акции или те, которые относятся инвесторами к классу рисковых, в том числе Россия и все российские активы.

Слава Рабинович,
CEO и CIO Diamond Age Capital Advisors:

В начале года наблюдался рост фондовых показателей по всему миру. Для российского же рынка этот рост не стал исключением, и благодаря положительной динамике на рынке нефти фондовый показатель достиг максимумов первого полугодия уже в марте. Но в апреле тенденция роста цен на сырую нефть сменилась на противоположную. К началу мая цены по фьючерсам упали на 10–12 долларов за баррель в связи с неутешительными экономическими данными по США и Европе и благодаря смягчению напряженности между мировым сообществом и Ираном. Также на резкое падение цены повлияло снижение темпов роста экономики Китая и увеличение объема мировых поставок нефти.

В период сильного подъема и довольно резкой коррекции на коротком промежутке времени не всем инвесторам удается вовремя зафиксировать прибыль. Поэтому наиболее предпочтительными классами активов в первой половине являлись облигации надежных эмитентов, которые не являются высокодоходными, но тем не менее несут в себе очень низкий риск потери вложенных средств. Они наиболее безопасны в период турбулентности, а еще более безопасными становятся облигации стран с низким уровнем долга к ВВП, ну и конечно, американские государственные облигации, по надежности которым нет аналогов в мире, по мнению инвестиционного сообщества, что отражает их стремящаяся к нулю доходность. Продолжающееся долгосрочное дебазирование американской валюты – вот потенциальная опасность этих облигаций в длинной перспективе.

Были отдельные интересные истории и на рынке акций. Если учитывать отраслевые индексы ММВБ, это компании сектора машиностроения (прежде всего «Соллерс») и нефтехимической промышленности (хорошие результаты у «Акрона» и «Нижнекамскнефтехима»).

Когда мы говорим о неутешительных экономических данных по крупнейшим экономикам мира (США и Европа), мы имеем дело с угрозой системного риска, который не может быть диверсифицирован. Но даже в такой ситуации есть отрасли и компании, демонстрирующие устойчивые показатели. На российском пространстве сюда можно отнести компании потребительского сектора. Например, акции крупного российского ретейлера «МАГНИТ» хотя и испытывали некоторое давление котировок во время серьезной коррекции в мае этого года, в итоге вышли на максимальные уровни за всю историю торгов (рост с начала года около 58%). Хороший результат показали акции МТС (+35%). Если посмотреть на компании стран бывшего Советского Союза, то можно выделить акции Банка Грузии, которые также подверглись небольшой коррекции, но уже сейчас торгуются на максимальных уровнях этого года благодаря хорошей отчетности банка.

Василий Соколов,
инвестиционный стратег ФК «ИнвестПрофит»:

2012 год начался весьма оптимистично практически для всех рынков. В январе и феврале мы наблюдали уверенный рост как международных, так и российского фондового рынка, а также общее ослабление американского доллара. Однако рост происходил на фоне углубляющихся долговых проблем в еврозоне и был скорее эмоционален, нежели рационален. Множество факторов указывало на краткосрочный и спекулятивный интерес как драйвер этого роста. Однако для формирования средне- и долгосрочных позиций на продажу практически всех рисковых активов подъем оказался весьма кстати. В марте эта стратегия уже начала давать свои результаты, однако наиболее благоприятным периодом для инвестиций в активы-убежища (прежде всего доллар) стали май и июнь, когда снижение рынков превратилось в падение.

Международные фондовые рынки не показали явного лидера по доходности среди эмитентов на фоне общего снижения. Исключением стали ETF short global stocks, растущие при падении рынка акций. Среди российских бумаг можно выделить Сбербанк. На фоне серьезного падения рынка в целом он держался достаточно уверенно. При возобновлении роста у этой бумаги большие перспективы. Среди других классов активов «чемпионом по безо­пасности» можно назвать американский доллар.

Мы ожидали падения рынков, в особенности рынков акций и российского рубля. Но мы не предполагали, что начало падения затянется практически до мая. Уверенность рынков в том, что монетарные власти эффективно контролируют ситуацию, оказалась более длительной, чем мы рассчитывали. Но и эффект разочарования в итоге оказался сильнее. Так, падение российского рынка достигало 30% от максимумов года. Рост доллара к российскому рублю превышал 15%, а падение индекса S&P 500 от своих максимумов достигало 12%. Таким образом, наибольшую доходность показывали именно стратегии, ориентированные на активы-убежища, из которых основным является доллар США.

Яков Гальперин,
член правления, заместитель генерального директора, руководитель MFO Альфа-Капитал:

Ситуация в первом полугодии развивалась на опасениях замедления мировой экономики, прежде всего из-за долгового кризиса в Европе. При этом низкие процентные ставки обеспечивали довольно большое количество денег – расти не хочу. Но давать деньги банки и инвесторы боялись, а бизнес брать и не хотел. Деньги лежат, свободные производственные мощности простаивают. Но так не везде: кое-какое шевеление наблюдается за пределами классических отраслей. Например, в сегменте luxury, компьютерной и интернет-индустрии.

Если отбросить неудачное IPO социальной сети Facebook, то акции американских компаний интернет- и компьютерной индустрии можно назвать фаворитами первого полугодия. Что не удивительно: эта сфера активно вошла в потребительскую жизнь американцев. Выход очередного нового iPhone сразу дает импульс росту ВВП США на несколько десятых процента. Это питает целую массу компаний – производителей сопутствующего софта, «железа», контента, интернет-магазинов и мобильных сервисов. Весь год акции Apple были у нас в топ-пиках и принесли более 60% в долларах США. Компании Oracle и SAP отчитывались лучше ожиданий и принесли более 20% в долларах США. Из защитных бумаг для диверсификации консервативного портфеля можно назвать, например, акции IBM. Они могут приносить в среднем 15% в год в долларах США (с учетом дивидендов) в долгосрочной перспективе. Акции Microsoft в случае негативного развития ситуации на рынках будут выглядеть лучше других из-за относительно невысоких финансовых мультипликаторов и стабильных денежных потоков.

Фондовый рынок в современных условиях развития стал гораздо более неопределенным. Это можно сказать и про более «фундаментальные» сырьевые рынки, а про валютные остается только молчать. Неопределенность создает невыносимые условия для мелких инвесторов, но для состо­ятельных клиентов – это возможности. Тут вопрос цены за риск и величины ставки. Не надо гадать – надо понимать и оценивать.

Владимир Потапов,
руководитель бизнеса портфельных инвестиций «ВТБ Капитал Управление инвестициями»:

В первом квартале действия ЕЦБ благоприятствовали увеличению доли рисковых активов в инвестиционных портфелях. Однако после приостановки интервенций ЕЦБ на рынках долгов «проблемных» стран в марте и изменения политического фона перед выборами в Греции тема европейского долгового кризиса вернулась во главу угла. Общую картину также подпортило замедление экономики Китая и сползание экономики еврозоны в рецессию, в результате чего II квартал оказался довольно сложным для рынков капитала. Усилились опасения повтора «идеального шторма», когда рецессия глобальной экономики сопровождается глобальным кризисом ликвидности. К счастью, «большая тройка» центральных банков сумела демпфировать эти опасения, обозначив стремление к очередной фазе смягчения денежно-кредитной политики.

В такой непростой макросреде относительно хорошо себя чувствовали как активы, традиционно счита­ющиеся защитными (US Treasuries, инструменты с фиксированным доходом в целом), так и определенные категории рисковых активов (американские акции, корпоративные облигации низкого кредитного качества). Причем наблюдалась любопытная закономерность: среди инструментов с фиксированной доходностью лучшие результаты показали относительно рискованные сегменты, а во вселенной акций сильнее выглядели более безопасные активы («защитные» отрасли, дивидендные истории, компании с большой капитализацией, качественным корпоративным управлением, низким уровнем долговой нагрузки).

Лучшую доходность в первом полугодии обеспечили российские еврооблигации, глобальные облигации и акции. Последние показали привлекательные результаты, прежде всего за счет американского рынка, на который приходится около 50% капитализации глобального рынка акций. В сегменте инструментов с фиксированной доходностью наблюдался рост спроса на риск, в результате чего корпоративные облигации с низким кредитным качеством продемонстрировали опережающий рост и максимальную совокупную доходность на уровне 20% годовых в рублях. Причем этот процесс наблюдался как в сегменте российских корпоративных, так и в сегменте глобальных облигаций. На российском рынке акций лучше выглядел нефтегазовый сектор, акции Сбербанка, отдельные истории потребительского сектора.

Такая рыночная ситуация предоставляет прекрасные возможности для тех, кто готов игнорировать краткосрочную волатильность. Активы, традиционно считающиеся безопасными, сейчас не позволяют значимо увеличить свое благосостояние. При определенном стечении обстоятельств они способны привести к потере стоимости инвестированного капитала в реальном выражении на длительном горизонте.

Атлас

Материалы по теме


Источник: SPEAR'S Russia