Носите прошлое


Забудьте о каратах – у лучших украшений своя история, которая делает их намного ценнее стоимости их исходных материалов, уверяет Люсия ван дер Пост.

04.12.2015





Ювелирные изделия всегда были чем-то большим, нежели сумма их материальных составляющих. Древние греки и римляне считали алмазы слезами богов или осколками падающих звезд. Камни и их таинственная мощь завораживали древних ювелиров, и их часто носили как защиту от темных сил. Амулеты и талисманы были в арсенале каждого ювелира. Плиний писал, что «величие природы для многих ни в чем другом не проявляется более поразительно… очень многим для высшего и совершенного созерцания природы достаточно одной какой-нибудь геммы».

Сегодня молодых ювелиров зачастую привлекает не только непосредственная ценность драгоценных камней и материалов, но и их красота, магия и культурные ассоциации. Хотя они, как правило, не подвержены суевериям, присущим первым ювелирам, им нравится создавать изделия со смыслом и историей. Например, глядя на некоторые из новых украшений, выставленных на ежегодной ювелирной ярмарке Goldsmiths’ Fair в Лондоне, проходившей с 22 сентября по 4 октября, быстро осознаешь, что внешность обманчива.

Колье Birds («Птицы», 850 фунтов) от Граньи Мортон (Grainne Morton), как и следовало ожидать, очаровательно, но для Мортон оно больше, чем просто украшение. Хотя колье изготовлено из перламутра и серебра, покрытого 18-каратным золотом, Мортон считает свою работу своего рода культурным артефактом. Ювелир черпает вдохновение в традиционных ремеслах, фольклоре и сказках, и многие из ее украшений содержат элементы «подручных» предметов, которые она сочетает с драгоценными материалами.

Ювелира Мисун Вон (Misun Won) вдохновил традиционный корейский узор из стеганой ткани под названием чогакбо, основанный на фрактальной геометрии. На базе этого культурного наследия она создала брошь Circular Ovals («Круг из овалов») из 24-каратного листового золота и окисленного серебра (840 фунтов, на фото внизу) и сравнивает медитативный процесс работы над украшением с «молитвой о носящем». Она пытается наделить свои ювелирные изделия благоприятными качествами подобно тому, как это в старину делали корейские домохозяйки при изготовлении чогакбо для своих семей.

Для Алана Крэксфорда (Alan Craxford) ювелирные изделия имеют глубокую связь с древней алхимией. Мастер стремится превратить повседневные материалы в изделия необычайной красоты. Для примера, его подвеска Hidden Gold («Скрытое золото», 6 тыс. фунтов стерлингов) из серебра ручной гравировки, облагороженных природных бриллиантов и серого родия обладает в его глазах почти магической силой и предвещает везение.

Чисто символически

Мы видим, какова логика самых авангардных и креативных молодых ювелиров, но сегодня даже корифеи моды из знаменитых домов понимают, что большинство современных покупателей хотят верить, что их драгоценные камни олицетворяют нечто большее, чем просто материальную ценность.

Коко Шанель, например, была не только смела и изобретательна, но и очень суеверна, и почти все ювелирные коллекции ее дома мод наполнены символами, которые так любила сама мадемуазель Шанель: космос, созвездия, звезда, луна – в разных интерпретациях. Этим летом Chanel назвала свою последнюю коллекцию Talisman, и Бенджамин Комар, международный директор ювелирной линии, говорит, что у нее не только декоративная функция. «Мы хотели выразить ощущение того, что для носящего все возможно», – сказал он мне. С этой целью Chanel создала умопомрачительные ожерелья из жемчуга, в частности Charismatic, длинное ожерелье с вкрап­лениями из жемчужинок и розовыми и голубыми сапфирами (245 тыс. евро), а также ослепительное кольцо с топазом, напоминающее то, которое носила сама мадемуазель Шанель.

Храни меня, мой талисман

В древние времена украшения часто использовались для защиты от сглаза, и современные ювелиры возродили этот мотив. Cartier, называющая свои изделия «алхимией драгоценностей», представила коллекцию Amulette de Cartier: набор личных амулетов или талисманов из перламутра, оникса, желтого золота и бриллиантов в закрепке паве. Украшения многообразны: подвески, брелоки, ассорти из браслетов и сотуары (ожерелья с подвеской в форме кисточки и другими декоративными элементами) ценой от 1290 до 55,5 тыс. фунтов стерлингов.

Аннушка Дукас (Annoushka Ducas) представила коллекцию амулетов по мотивам русских народных сказок. Ее амулет Mythology Cockerel («Сказочный петушок», 1900 фунтов) в виде подвески из 18-каратного золота создан по мотивам сказки о золотом петушке, который сторожил царя земли, а амулет Hand of Fatima («Рука Фатимы», 1800 фунтов) – это мощный защитный символ, пришедший, как считается, от финикийцев. Бренд Kokku, основанный Андреа из Сардинии и Ансулой из Шри-Ланки, получил свое название в честь сардинского амулета, который, по слухам, защищает детей от сглаза. Они используют переработанное 18-каратное золото для изготовления тончайших резных изделий, в том числе коллекции колец разного размера Fedele, которые можно носить по отдельности или несколько сразу. Цены начинаются от 308 фунтов и доходят до 606 фунтов за самое крупное кольцо.

В путь-дорогу

Van Cleef & Arpels славятся своей любовью к повествованиям, и коллекция этого года навеяна «Необыкновенными путешествиями» Жюля Верна. Изделия получили названия в честь четырех его главных романов: «Пять недель на воздушном шаре» повествует об африканской саванне, «Двадцать тысяч лье под водой» – о поиске таинственных жителей в глубине океана, «С Земли на Луну» – о путешествии в сердце галактики, а «Путешествие к центру Земли» – о чудесах, лежащих у нас под ногами. Результатом стало не только тематическое единство всей коллекции, но и интересные украшения. Киты изготовлены из сапфиров и бриллиантов, слоны из бриллиантов, а обезьяна из бриллиантов витает вокруг большого топаза. Van Cleef & Arpels объясняют, что поставили идею пути в центр внимания: путь становится спасением от повседневности.

Дом Bulgari, тесно связанный с Римом, также считает свои украшения не просто красивыми безделушками, а практически культурными иконами, содержащими коды этого древнего города. Его архитектура, мозаики, улицы, мосты и потолки нашли отражение в кольцах и ожерельях, серьгах и брошах. Купола его соборов и церквей повторяются в кабошонах, травертиновые стыки тротуаров вдохновили знаменитый мотив Parentesi, и именно римские надписи легли в основу логотипа BVLGARI.

Фигурная стрижка (топиари) римских садов нашла отражение в роскошных брошах Bulgari, а восьми­угольник, присутствующий в Латеранском баптистерии и во дворе виллы Бельведере папы римского в Ватикане, регулярно фигурирует в его коллекциях. На форму эллипса, используемую во многих камнях в ожерельях и кольцах, оказали влияние изменения XVII века, когда такие архитекторы и скульпторы, как Франческо Борромини и Лоренцо Бернини, стали использовать новые формы, которые в итоге заменили классические круглые храмы.

Ювелирные изделия не так просты, как кажутся на первый взгляд.



04.12.2015

Источник: SPEAR'S Russia #11(53)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз