Нигерия 2.0


Коммерчески-творческий и хаотичный Лагос превращается в «Силиконовую долину к югу от Сахары», причем не без помощи UHNW, обнаружила Клементин Вэллап.

18.11.2015





Я сижу в коворкинговом центре, пишу статьи и письма. Вокруг меня на разноцветных стульях в ярко освещенном зале с игровой консолью и диваном в центре сидят молодые люди и строчат на клавиатурах своих ноутбуков. На одной стене большими стилизованными буквами написано We Code Hard («Мы программируем круто»).

Очень напоминает Сан-Франциско. Но если встать и подойти к окну, то вид, который перед вами откроется, будет столь же похож на Силиконовую долину, как небо на землю. Низенькие домики, некоторые в аварийном состоянии; провода, висящие между зданиями хаотическими пучками; гофрированные железные крыши; моторизованные трехколесные велосипеды, проталкивающиеся сквозь ряды машин, которые стоят на дорогах, покрытых ямами и рытвинами. Добро пожаловать в Лагос, столицу Нигерии, мегаполис, где проживают 20 млн человек, а также в Ябу – район, который скорее благодаря решительности, чем удобству, превращается в технологический центр страны.

«Когда я попал туда в первый раз, подумал, что водитель сбился с пути. Но теперь каждый технологический стартап хочет иметь штаб-квартиру в районе Яба», – говорит Ори Околло, директор по инвестициям в Omidyar Network, благотворительной инвестиционной компании, созданной основателем eBay Пьером Омидьяром.

Снаружи здание, в котором я работаю, совершенно непримечательно. Но внутри находится Центр сотворчества, где богатые идеями, технически подкованные нигерийцы трудятся над стартапами, которые, как они надеются, преобразят жизнь в этой крупнейшей стране Африки. На раннем этапе в центре также располагалась и компания BudgIT, которая помогает нигерийцам понять, как правительство тратит их деньги, – теперь ее штат насчитывает более 20 человек и им понадобился отдельный офис. В настоящее время в центре взращивают такие стартапы, как Mamalette – дискуссионный форум для мам (в Нигерии, стране с одним из самых высоких в мире показателей рождаемости, информация об уходе за детьми – это большой бизнес).

«Мы хотели, чтобы это был центр социальных инноваций, куда люди могли бы прийти со своими идеями, – говорит Феми Лонге, один из основателей Центра сотворчества. – Нас не интересуют технологии решения проблем развитых стран, нас волнуют местные трудности. Нам не нужен человек, который может решить задачи в Силиконовой долине, нам нужен тот, кто может решать проблемы здесь».

В Нигерии, конечно, хватает вопросов: это страна, где, невзирая на огромный объем экспорта сырой нефти, приходится импортировать нефтепродукты, где огромное неравенство между богатыми и бедными и богатая коррупционная традиция в среде государственных чиновников – и это лишь несколько препятствий, с которыми сталкиваются ее жители. Но одновременно Нигерия – это страна, где сочетание трудолюбия и коммерческой жилки (которое нигерийцы называют хасл) ценится очень высоко.

Креативный сдвиг

«Речь идет о принятии менталитета хасл и развитии его, – говорит Лонге. – Мы занимаемся традиционной куплей-продажей уже целую вечность, но это способ “зашибить” на скорую руку. Мы же должны обеспечить такую среду, где предприниматели, у которых возникли идеи о том, как заработать себе денег, могут превратить их в возможность сделать что-то для других людей».

Центр сотворчества, чьи бизнес-проекты зачастую поддерживаются социальными инвесторами, – это лишь один пример того, как переход от благотворительности к таким инвестициям приносит нигерийцам реальную пользу и поддерживает их в поиске решения проблем.

«Денег, которые доступны для чистой филантропии, все меньше, а денег на социальные инвестиции все больше, – говорит Лонге. – По прошествии, наверное, 50 лет стало ясно, что чисто благотворительный подход просто не работает так, как это планировалось». Вкладывание денег в «правильных» предпринимателей, считает он, это ключ к развитию Нигерии, что делает социальные инвестиции еще более важными, так как мобильные технологии содействуют развитию новых идей среди молодежи.

«Тектонические плиты уже движутся, я слышу их», – говорит Биликисс Адебийи-Абиола, исполнительный директор и соучредитель компании Wecyclers, которая тоже расположена в Центре сотворчества. Ее компания недавно получила 55 тыс. долларов инвестиций от Фонда Case Foundation, а также заручилась поддержкой других компаний, включая DHL и Coca-Cola. Wecyclers собирает доступные для переработки отходы у домашних хозяйств, используя в качестве транспортного средства велосипед. Затем компания награждает домохозяйства определенным количеством баллов, в зависимости от объема и качества вторсырья.

«То, что нам нужно, это начальный капитал, – говорит она. – У нас так много предпринимателей с отличными идеями, которые очень умны, и нам нужно найти для них социальных инвесторов, готовых помочь разработать стратегию и развивать эти идеи до стадии готовых решений».

Что посеешь

По мнению инвесторов, огромные размеры экономики и населения Нигерии делают ее центральным звеном африканского социального предпринимательства. «Наряду с Кенией и Южной Африкой Нигерия, скорее всего, будет лидировать в области технических инноваций и в секторе социального предпринимательства на Африканском континенте», – говорит д-р Лорен Треисман, исполнительный директор грантового фонда Indigo Trust, входящего в состав благотворительных трастов семьи Сейнсбури. По данным статистики, на технологии и телекоммуникации уже приходится почти 10% ВВП страны. Фонд Indigo инвестировал 226 443 фунта стерлингов в различные организации Нигерии и предоставил 30 тыс. фунтов в качестве беспроцентного кредита нигерийскому стартапу Truppr, который создал социальную сеть, помогающую любителям спорта найти партнеров для участия в состязаниях и играх.

Недавний опрос Института африкапитализма, научно-исследовательского и политического проекта Фонда Тони Элумелу (Элумелу – один из самых богатых людей в Нигерии), показал, что самая большая проблема стартапов – это поиск начального капитала. Лишь 3% респондентов смогли получить кредит в банке, в то время как 69% финансировали свой бизнес из личных сбережений. Опрос также показал, что 82% предпринимателей считают доступ к ресурсным центрам наподобие Центра сотворчества чрезвычайно необходимым. Тем не менее содержать бизнес-инкубатор в таком городе, как Лагос, совсем не просто: за 90 минут нашей беседы с Лонге электричество отключалось два раза, и он сообщил мне, что центр ежемесячно тратит тысячи долларов на топливо для электрогенераторов.

Центру удалось добиться успехов в развитии своего бизнеса благодаря поддержке Омидьяра, а также других доноров (включая Google, Indigo Trust и Фонд семьи Шмидт). Интерес инвесторов из США и Великобритании к подобным проектам продолжает расти. Одновременно и нигерийские владельцы крупного частного капитала начинают осознавать привлекательность социальных инвестиций.

«Появление и популярность технологического центра, такого как Центр сотворчества, свидетельствуют о том, что крупные инвесторы начали вкладывать деньги в решение проблем молодежи и борьбу с нищетой и безработицей более действенным и устойчивым способом, – говорит Ребекка Энобонг Робертс, исполнительный директор Фонда Джима Овия. – За последние пять лет я заметила серьезный сдвиг в их подходе: от отдельных бесплатных “подачек” к комплексному расширению возможностей».

В августе самый богатый человек Африки, нигериец Алико Данготе и бывший президент страны Олусегун Обасанджо объявили о запуске Программы африканского предпринимательства (African Entrepreneurship Programme, AEP) в партнерстве с Его Королевским Высочеством герцогом Йоркским. Программа африканского предпринимательства, являющаяся инициативой Pitch@Palace и Глобального Африканского инвестиционного саммита, направлена на развитие африканского частного сектора и стимулирование инноваций. AEP будет помогать предпринимателям развивать свой бизнес, давая им возможность представить проекты потенциальным инвесторам.

Миллиардер Элумелу создал «Программу предпринимательства Тони Элумелу» (TEEP) с бюджетом 100 млн долларов для финансовой поддержки 10 тыс. предпринимателей по всему континенту в течение ближайших десяти лет. «В задачи программы не входит предоставление этой суммы в качестве благотворительного гранта – наоборот, это прямые инвестиции, призванные катализировать рост начинающих африканских предпринимателей», – говорит генеральный директор ТЕЕР Абимбола Адебакин.

Компании Wecyclers удалось извлечь пользу от работы с Элумелу, и Адебийи-Абиола описывает его как «одного из немногих людей, у кого слова не расходятся с делом». Но другие, говорит она, не называя имен, могли бы делать больше для развития Нигерии. «Существует масса людей с гениальными идеями, и все, что им нужно для их осуществления, это 5 тыс. долларов. В Нигерии есть люди, которые тратят столько за один вечер в клубе». 



18.11.2015

Источник: SPEAR'S Russia #11(53)

Комментарии (2)

Deweytimet 22.06.2017 15:00

If you have a desire to learn how to earn from $ 500 per day and work only for yourself, then write to us at email: [email protected]

Ваня 02.04.2016 14:18

хуй говно


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз




Экономика ИИ


Iskusstvennyi_intellekt_i_ekonomika_(rynok)_cover
 

Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.