Ничей хайнет


Если у вас много денег, то должно ли у вас быть много паспортов? Или, возможно, лучше и вовсе обойтись без паспорта? Дарит ли свободу отказ от всех гражданств? или истинный комфорт в передвижении можно обрести, только если вы подданный дюжины государств? Софи Макбэйн объясняет плюсы и минусы анархии по-миллионерски.

29.07.2013




© Illustration by Cameron Law


Майк Гогульски необычен не потому, что он апат­рид: в мире таких еще около 12 млн. Юридически не прикрепленные гражданством ни к одной стране, они зачастую отрезаны от государственного здравоохранения, образования и социального обеспечения и не всегда могут легко получить документы для пересечения границы. Гогульски отличает то, что он стал апатридом осознанно.

В 2008 году он пришел в посольство США в Братиславе, где тогда жил, и официально отказался от американского гражданства. Аналогичный шаг предпринял в том году 281 американец (к 2012-му эта цифра вплотную приблизилась к 1800), однако на момент отказа большинство из них либо уже получили, либо готовились получить второе гражданство. Гогульски же дал клятву отречения, сдал паспорт и взамен него получил сертификат о потере гражданства.

Причины этого шага политические. «Если вкратце, то я уже просто не хотел быть аффилирован с проклятой империей. Я не хотел иметь какое бы то ни было отношение к американским властям», – сказал он мне. Когда Гогульски решил отказаться от гражданства США, у него не было возможности стать гражданином какой-либо другой страны, да и участвовать в присущих этому церемониях он не хотел.

Известно не так много людей, которые добровольно отказывались быть подданными какого бы то ни было государства, и делали они это тоже в основном по политическим мотивам. Один из них – Фридрих Ницше. В 1869 году он отказался от прусского гражданства и больше ни к какой стране так и не приписался. На подобные меры шли и не столь прославленные политические активисты – например, Гарри Дэвис, которому сегодня за 90. В 1948 году, перестав быть подданным Соединенных Штатов, он объявил себя «гражданином мира». В 1953 году активист сделал себе паспорт – первый в истории «мировой паспорт». Всемирное служебное управление (World Service Authority, WSA), которое придумал Дэвис, к настоящему времени выдало более полумиллиона таких документов. WSA, говорится на его сайте, располагает сведениями о том, что мировые паспорта принимали хотя бы по разу в 160 странах, а Того, Мавритания, Эквадор, Замбия, Танзания и Буркина-Фасо официально признают их как законные проездные документы.

Игры отказников

У богатейших людей есть дома на всех континентах, но ни на одном из них нет дома. Они зарывают свои сокровища на налоговых островах, другие ультрахайнеты им ближе соотечественников, а СМИ часто называют их лицами без подданства. Но даже если вы путешествуете на частном самолете, паспорт вам все равно нужен, и у хайнета скорее будет множественное гражданство, чем никакого. Так что имеет ли для UHNWI вообще смысл из финансовых соображений лишать себя статуса гражданина, отказываясь тем самым от права на паспорт?

Американские граждане – одни из немногих, кто может добровольно стать апатридами. «Помимо США очень мало стран, которые разрешат вам отказаться от гражданства, если у вас нет другого и вы не собираетесь его получать, – поясняет Лаура ван Вас, старший исследователь и менеджер программы апатридизма Тилбургской школы права в Голландии. – Большинство других стран этого не разрешают, поскольку иначе возникла бы ситуация, когда человек может объявить себя лицом без гражданства, даже не понимая последствий. Для международных отношений это проблема». Ван Вас приводит пример, когда в 1970–80-х годах ряд румын стали апатридами, чтобы избежать депортации из Германии, и из-за этого в отношениях государств создалась напряженность.

Вдобавок ко всему США – это еще и одна из немногих стран, где, оставшись совсем без гражданства, можно выиграть в налоговом плане, поскольку наряду с Филиппинами, КНДР и Эрит­реей Америка входит в группу государств, практикующих нестандартное для других налого­обложение по принципу гражданства, а не места резиденции.

Возможно, отказ от гражданства становится все более очевидной опцией для богатых американских эмигрантов, уставших платить «отечественные» налоги в дополнение к тем, что они платят по месту резиденции. Но финансовая выгодность апатридизма не такая уж устойчивая: налог по месту резиденции платить все равно придется, если только вы не будете постоянно перемещаться (что без паспорта даже сложнее). В Великобритании, к примеру, на размер налогов влияет, домицилированы вы там или нет, а вовсе не наличие или отсутствие ее гражданства.

Однако безгражданство не всегда проигрышно: если у вас есть медицинская страховка, добротный и эффективный с налоговой точки зрения пенсионный план, а дети – на частном обучении, то отсутствие доступа к государственному образованию, здравоохранению и социальному обеспечению не имеет значения. «[Богатому человеку] это, вероятно, проще (не иметь гражданства. – Прим. ред.)», – допускает представитель McDermott Will & Emery Клэр Морисон, специализирующаяся на консультировании состоятельных мировых семей по вопросам налогового планирования. Но здесь есть одно серь­езное препятствие. «Одна из потенциальных проблем связана с иммиграционным статусом человека, и если у кого-то вообще нет паспорта, то с перемещением могут быть трудности», – отмечает эксперт.

Учитывая сказанное, одна из вещей, которая все еще может сподвигнуть вас на отказ от статуса гражданина, – это отсутствие иной возможности получить новый паспорт, но маловероятно, что в таком положении окажется ультрахайнет. «Зачастую люди обретают гражданство через супруга/супругу или одного из родителей, а ряд стран могут предоставить его в обмен на определенные инвестиции в экономику. Так что обычно это не составляет проблем для хайнета», – говорит Морисон.

По словам Морисон, ни один ее клиент не сдал паспорт, предварительно не обзаведясь вторым. Она подчеркивает: «Наша рекомендация гласит: отказ от американского гражданства, если оно у вас единственное, – плохая идея». Даже притом, что ряд стран, включая Францию, готовятся ввести некое налогообложение на основе гражданства, Морисон верит, что «негативные последствия перевесят любые налоговые выгоды от лишения статуса гражданина».

Страховка передвижения

Перестав быть подданным государства, Майк Гогульски, по его собственному утверждению, не столкнулся со множеством проблем. Он стал резидентом Словакии, что позволило ему получить удостоверение личности принятого в ЕС образца, а также проездной документ лица без гражданства. По идее такой документ должен быть доступен всем, кто признан лицом без гражданства в соответствии с условиями конвенции ООН об апатридизме (на деле все совсем иначе). МВД Великобритании говорит, что по проездному документу лица без гражданства можно «вполне законно посещать любые страны». По крайней мере Гогульски свободно передвигается по всей Шенгенской зоне. В прош­лом году ему отказали в британской визе, но это из-за того, что проездные документы находились на продлении, уточняет путешественник.

Гогульски хотел бы, чтобы гражданства не было ни у кого: «Я анархист, я считаю, что власть абсолютно нелегитимна». Однако когда люди обращаются к нему за советом о том, как стать апатридом, он, по его собственным словам, призывает к осторожности. «У всех очень разные ситуации, и то, что относительно легко сделать мне, может стать серьезной проблемой для кого-то другого, если этот человек заранее и с большой тщательностью не подумал и не осознал всех последствий».

Безгражданство может показаться радикальным вариантом снижения налоговой нагрузки, но то же можно сказать про переезд в Швейцарию. Не знающие берега корабли и Всемирное служебное управление ведомы совершенно разными принципами, и тем не менее если бы несколько ультрахайнетов вступили в ряды потрепанных анархистов и тех, кто по идейным соображениям добровольно стал апатридом, это не было бы чем-то совсем удивительным. 

Материалы по теме



29.07.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (1)

Julissa 16.01.2014 17:36

Phnemoneal breakdown of the topic, you should write for me too!


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз








Экономика ИИ


Iskusstvennyi_intellekt_i_ekonomika_(rynok)_cover
 

Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.