Наследственный переполох


29.05.2019




Daria
Дарья Невская

руководитель FTL Family Office.

Предметы искусства в российском правопорядке относятся к движимому имуществу, и законодательство не содержит специальных положений в отношении их наследования. Однако проблем, связанных с особенностями перехода прав именно на арт-объекты, на практике возникает множество.

Например, если картины и скульптуры используются их владельцем не только для инвестирования, но и для украшения интерьера, коллекция нередко оказывается разбросана по нескольким странам. В ситуации наследования это приводит к непредвиденным налоговым и административным последствиям. При этом наследники могут в принципе не знать обо всех арт-объектах в собственности наследодателя и месте их нахождения и, соответственно, не иметь возможности оперативно принять наследство.

Как минимизировать риски и обеспечить преемственность личной коллекции предметов искусства?

Задача 1. Определить желаемых наследников и юридически оформить волю наследодателя

Конечно, круг наследников определяется прежде всего собственником коллекции. Однако желаемое распределение имущества среди наследников может быть принудительно скорректировано применением норм законодательства по месту:

  • постоянного местожительства наследодателя;
  • нахождения имущества.

Речь идет прежде всего о выделении обязательной доли. По общему правилу, отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, за исключением недвижимого имущества, в отношении которого будет применяться право страны местонахождения недвижимости (ст. 1224 ГК РФ).

Таким образом, если место постоянного проживания наследодателя – Российская Федерация, то будут применяться правила об обязательной доле, установленные ГК РФ. В частности, несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. При этом перечень лиц, имеющих право на обязательную долю, определяется на момент открытия наследства, соответственно, в момент составления завещания не всегда возможно предвидеть появление таких «обязательных» наследников в будущем.

Кроме того, при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю она может быть удовлетворена из имущества, в отношении которого было составлено завещание.

Таким образом, во-первых, составление завещания не гарантирует, что перечисленное в нем имущество в полном объеме перейдет наследникам по завещанию.

Во-вторых, целостность коллекции арт-объектов может быть нарушена в результате реализации права на обязательную долю и проведения раздела наследуемого имущества.

Правила об обязательной доле установлены в большинстве европейских стран. Соответственно, рекомендуется проверить содержание указанных норм местного законодательства при проживании за границей, а также в случае наличия за рубежом центра жизненных интересов либо статуса иностранного налогового резидента.

Если таких связей нет, нужно помнить, что в ряде стран правила об обязательной доле применяются не только в отношении недвижимости, но и в отношении движимого имущества, находящегося на их территории (включая предметы искусства).

В частности, наследование имущества, находящегося на территории ОАЭ, по общему правилу регулируется нормами шариата. Помимо норм об обязательной доле, сын всегда наследует в два раза больше дочери, а незаконнорожденные или усыновленные дети из числа наследников исключаются. Кроме того, право наследников на наследство и соответствующее распределение долей устанавливает суд шариата, который может в принципе отказать в распределении наследства в пользу наследников, не являющихся мусульманами. Примечательно, что такой порядок действует в отношении любого имущества, находящегося на территории ОАЭ, – как недвижимого, так и движимого, включая акции местных компаний и предметы искусства.

Следовательно, если коллекция разбросана по разным юрисдикциям, нужно либо оформить отдельные завещания в каждой из стран с учетом законодательства соответствующей юрисдикции, либо исключить предметы искусства из наследственной массы путем учреждения трастовой структуры.

Задача 2. Расчет налоговых последствий

Россия – одно из немногих государств, не взимающих налог на наследство. В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования (исключение – вознаграждения, выплачиваемые наследникам авторов произведений). Таким образом, в России независимо от основания наследования – по закону или по завещанию, – а также от степени родства при передаче произведений искусства по наследству у наследников не возникают налоговые обязательства.

Это правило применяется при соблюдении следующих условий:

  • Наследуемые предметы искусства физически находятся в России;
  • Россия являлась последним постоянным местом жительства их владельца.

Если хотя бы одно из условий не соблюдается, при передаче арт-объектов по наследству могут возникнуть непредвиденные налоговые и административные последствия, связанные с обязательным применением норм иностранного законодательства.

В ситуации, когда наследодатель на момент смерти постоянно проживал за пределами Российской Федерации, налоговая нагрузка будет определяться исходя из положений иностранного законодательства, независимо от российской налоговой резидентности наследников.
При этом, несмотря на обширную сеть заключенных Российской Федерацией соглашений об избежании двойного налогообложения, в большинстве случаев налог на наследование не затрагивается положениями международных соглашений. Такая ситуация обусловлена, в частности, тем, что в России наследуемое имущество подлежит налогообложению по правилам, установленным для взимания НДФЛ, а в большинстве иностранных государств налог на наследование является самостоятельным налогом, не связанным со взиманием налога подоходного. По этой причине категорически не рекомендуется хранение и использование предметов искусства в странах, взимающих налог на наследство в отношении всего движимого имущества, находящегося на их территории (Франция, США и др.), если право собственности на такие объекты оформлено непосредственно на физическое лицо.

Задача 3. Обеспечение сохранности предметов искусства в ситуации наследования

Прежде всего необходимо установить местонахождение предметов искусства, принадлежавших наследодателю, и зафиксировать их перечень. В России единственной законодательно закрепленной процедурой является проведение нотариусом описи наследственного имущества. Однако, во-первых, опись не может быть проведена в отношении только части имущества наследодателя, соответственно, описи будет подлежать все движимое имущество наследодателя, вплоть до предметов обихода и личных вещей. Во-вторых, закон не устанавливает каких-либо специальных требований в отношении мер по сохранности предметов искусства, в частности, обязательную передачу объектов на хранение в банк или иному лицу. В-третьих, у наследников должна быть в наличии полная информация о фактическом местонахождении арт-объектов на территории РФ.

Следует учитывать, что нотариус сможет провести опись имущества только в том случае, когда оно будет выдано добровольно. В случае отказа допустить нотариуса в помещение, где хранятся объекты, вопрос об истребовании таких объектов может быть решен только в судебном порядке. До момента совершения нотариальных действий по составлению описи либо получения соответствующего решения суда остается риск похищения арт-объектов недобросовестными лицами (в том числе кем-то из ­наследников). Проблема может быть решена на этапе составления завещания путем назначения его исполнителя: на него и будут возложены обязанности по обеспечению сохранности наследуемого имущества. Исполнитель сможет инициировать и проведение нотариальной описи имущества. Чтобы действовать эффективно, исполнитель завещания должен обладать:

  • полной информацией о перечне предметов искусства, находящихся в собственности наследодателя (включая всю информацию о дополнительных приобретениях и продажах);
  • актуальной информацией о местах нахождения предметов искусства, включая всю информацию об их перемещении;
  • доступом к помещениям, в которых находятся объекты;
  • доступом к оригиналам документов о приобретении арт-объектов.
Задача 4. Получение свидетельства о праве на наследство

В России ведение наследственного дела и выдача свидетельства о праве на наследство также относятся к компетенции нотариусов.
При наличии завещания с поименованным перечнем предметов искусства основной проблемой является установление тождественности арт-объектов, в отношении которых запрашивается выдача свидетельства о праве на наследство, с арт-объектами, внесенными в завещание. Например, если в завещании указано, что оно распространяется на картину В.Д. Поленова «Рыбацкая лодка», возникают как минимум следующие проблемные вопросы:

  • как подтвердить, что картина, обнаруженная в квартире наследодателя, является именно той картиной, которая упомянута в завещании;
  • как подтвердить, что обнаружен подлинник, а не копия.

По некоторой информации, в июне 2014-го в коллекции Бориса Березовского, которая оценивалась в 80 млн долларов, нашли около девятнадцати поддельных картин. Есть версия, что оригиналы были подменены на копии после смерти владельца, во время ожесточенных боев за его наследство.

Затруднения эти могут быть разрешены только проведением независимой экспертизы. Однако, во-первых, ни один эксперт не даст абсолютную гарантию точности своих изысканий. Во-вторых, скандалы с заведомо ложными экспертными заключениями, в том числе выданными сотрудниками известных организаций (например, печально известного Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря), в России уже давно не редкость.

По результатам экспертизы устанавливается и стоимость объекта для целей исчисления сбора за совершение нотариальных действий. Для наследников, не являющихся близкими родственниками умершего, размер сбора составляет 0,6% от стоимости имущества, но не более 1 млн рублей, а для близких родственников – 0,3%, но не более 100 тыс. рублей.

Для упрощения процедуры получения свидетельства о праве на наследство некоторые эксперты рекомендуют заранее внести находящиеся в России предметы искусства в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Однако это решение не устраняет полностью проблему тождественности, и к тому же несет в себе дополнительные риски и ограничения:

  • государство получает право преимущественного выкупа предметов искусства, внесенных в перечень;
  • на собственника возлагаются дополнительные обязанности по содержанию и учету предметов искусства;
  • в случае выявления «бесхозяйственно содержимых» предметов искусства, они могут быть принудительно выкуплены у собственника по цене, определяемой судом;
  • предметы, включенные в состав Музейного фонда, не подлежат вывозу из РФ (кроме случаев временного вывоза).

Министерство культуры может отказать во включении предметов искусства в состав негосударственной части Музейного фонда на основании проведенной искусствоведческой либо историко-культурной экспертизы.

Траст – моя крепость

В большинстве случаев проблемы, связанные с наследованием предметов искусства, можно эффективно решить путем передачи активов в собственность специально учрежденной трастовой структуры (например, семейной фаундации в Лихтенштейне). Помимо устранения налоговых рисков, связанных с ситуацией наследования, владение предметами искусства через траст позволяет существенно снизить риски взыскания арт-объектов по личным обязательствам учредителя траста либо самих наследников, заявленных в качестве бенефициаров. Так как арт-объекты становятся собственностью траста в момент их передачи в трастовую структуру, указанное имущество не включается в наследственную массу.

В этой связи, во-первых, на переданные в траст предметы искусства не распространяются правила об обязательной доле наследства.

Во-вторых, в отношении трастового имущества не требуется получение свидетельства о праве на наследство.

В-третьих, трастовый управляющий имеет право на распределение активов (либо доходов от их использования) между бенефициарами в соответствии с трастовыми документами сразу после наступления ситуации наследования, не дожидаясь открытия и принятия наследства.

Учитывая развитие судебной практики, связанной с признанием трастовых структур притворными и взысканием переданного в траст имущества, создание и управление трастовой структурой требуют вовлечения компетентных специалистов.

Эффективное достижение целей передачи благосостояния (в том числе и в виде коллекции предметов искусства) следующим поколениям возможно только в том случае, когда трастовая структура создавалась и обслуживалась профессионалами, обладающими необходимыми знаниями и отслеживающими изменения в сфере налогового и наследственного законодательства всех вовлеченных юрисдикций.



29.05.2019

Источник: SPEAR'S Russia #2


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.