Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/nas-zhdut-ispytaniya-i-vyzovy
Дата публикации
07.04.2011
Рубрики:
Тренды
Напечатать страницу
Из всех стран G-20 с самым глубоким кризисом столкнулась Россия. Вот лишь несколько цифр и фактов, демонстрирующих это:
Вместе с тем благодаря активным антикризисным мерам при использовании накопленных резервов удалось стабилизировать реальные доходы населения, повысить пенсии, предотвратить крах банковской и бюджетной системы (что не удалось сделать во время финансового кризиса 1998 года), не допустить обвала жилищного строительства, поддержать «на плаву» крупные, в основном государственные, компании. Все антикризисные меры обошлись государству в 16 трлн рублей, или около 40% ВВП, а без учета краткосрочных кредитов – в 25% ВВП (с учетом выплат из Стабилизационного фонда и Международных золотовалютных резервов), что явилось по отношению к ВВП наивысшим показателем.
Ключевых причин столь глубокого кризиса в России пять.
Не пытаюсь здесь дать исчерпывающий перечень рассматриваемых причин. Думаю, сказанного достаточно для общего понимания глубины кризиса.
2010 год – первый год выхода из кризиса. Он не оправдал оптимистических надежд.
В кризис пагубная зависимость страны от экспортных цен на нефть и другие сырьевые товары не снизилась, а даже возросла, так как ничего не было сделано для значительного увеличения экспорта готовой продукции. Мировая конъюнктура в одном отношении благоприятствовала России – экспортная цена на нефть составила за год около 80 долларов и значительно превзошла ожидания и расчеты госбюджета. К тому же впервые с 2004 года добыча нефти увеличилась более чем на 2%.
Однако депрессия в Европе – главном торговом и финансовом партнере России – негативно сказалась на нашем экономическом развитии. Фондовый рынок рос, но пока достиг только 70% от докризисного уровня. Объем внешней торговли на 20% уступает уровню 2008 года. В 2010-м ожидали небольшого притока капитала, а фактически продолжился отток.
Не удалось, как планировалось, существенно сократить инфляцию: вместо намеченных 6–7% она увеличилась более чем на 8,5%. Намного больше (на 14%) возросли производственные цены.
В целом же за кризисные 2009–2010 годы инфляция (в годовом выражении) составила около 20%, и поэтому реальные расходы госбюджета и в 2010 году были существенно ниже 2008-го, а дефицит превысил 4% при перечислении в доходы госбюджета 1,6 трлн рублей из резервного фонда и неожиданно более значительного повышения экспортных цен.
Несмотря на большую государственную финансовую помощь банкам в период кризиса, из-за высокой задолженности иностранным инвесторам и большой доли официально не признанных «плохих» долгов объем кредитования народного хозяйства и населения почти не вырос, и это сдержало экономический и социальный рост: ВВП увеличится в 2008 году только на 3,8%, (в 2009-м – снижение на 7,9%), инвестиции – на 5% (сокращение на 17%), промышленность – на 8% (после падения на 10,8%), и только розничный товарооборот к концу года достиг планки 2008 года.
Поэтому потребление товаров населением находилось в стагнации, а потребление услуг даже снизилось. Самое плохое – в 2010 году вводилось меньше жилья, чем в 2009-м, и впервые после 2006 года выросла общая смертность. Это не стимулировало рост экономики.
В определенной мере на всем этом сказались жестокая засуха и крупный неурожай лета 2010 года, в связи с чем ожидается – впервые за последние 12 лет – сокращение сельскохозяйственного производства, причем сразу на 8%.
По мнению правительства, докризисный уровень ВВП, а значит, и всей экономики в 2011 году не будет достигнут. Осуществление этого ожидается только в 2012-м. В наступающем году нас ждут новые испытания. Резервный фонд кончается, и грядут трудности сбалансирования бюджета. Они усугубляются желанием быстрее решить задачи по модернизации армии, подъему жилищного строительства, увеличению пенсий и пособий, созданию новых инновационных центров и эшелонированных вложений средств в здравоохранение и образование – все это было провозглашено президентом и премьер-министром и не учтено сколь-нибудь в полном виде в проектируемых госбюджетах на ближайшие годы. К тому же в конце 2010 года инфляция усиливалась, прежде всего в связи со значительным ростом мировых и внутренних цен на продовольствие. По всей вероятности, возрастет и дороговизна денег – ставки за кредит – поскольку Центральный банк собирается повышать ставку рефинансирования и о необходимости увеличения процентов за кредит в полный голос ратует Сбербанк страны. Негативно на развитии страны скажется и большое снижение инвестиций в основной капитал в IV квартале 2008–2009 годов и продолжающийся отток за рубеж иностранного и отечественного капитала.
Социально-экономический прогресс России в 2009–2011 годах будет существенно более низким, чем в целом по мировой экономике. В 2009-м мировая экономика снизилась на 0,6%, России – на 7,9%, в 2010-м прирост составил по миру около 4,5%, по России – 3,8%, в 2011-м ожидается соответственно 4,5% и около 4%. В целом за три года (2009–2011) мировой объем ВВП увеличится более чем на 8%, а в России в лучшем случае на 2–3%, и ее доля в мировой экономике, возросшая при подъеме 1999–2008 годов после значительного падения в 1990–1998 годах, опять снизится до уровня 80-х прошлого века. Самое худшее, что это снижение будет наибольшим по высокотехнологической, наукоемкой и инновационной продукции, а также по науке, образованию и здравоохранению из-за резкого сокращения финансирования этих отраслей в сравнении с 1980-ми годами.
Поэтому главный вызов, стоящий перед Россией, – это необходимость преодоления «пропасти» в научно-технологической и социальной сферах (здравоохранение, жилищная обеспеченность, пенсионное дело и образование). Провозглашена стратегическая линия на модернизацию, инновацию и интеллектуализацию в России, на ускоренный рост социального сектора. Первые шаги сделаны, дело теперь за программой действий, рассчитанной хотя бы на 10–15 лет, и ее реализацией.
Абел Аганбегян – академик, заведующий кафедрой экономической теории и политики АНХ
Источник: SPEAR’S Russia / Third Rome Outlook 2011