На взлете


Несмотря на всеобщую любовь к знаменитым Spitfire и Hurricane, рынок старинных самолетов значительно отстает от рынка классических автомобилей. Впрочем, только пока, уверен Бен Гриффитс.

16.11.2015





75 лет назад, когда разра­зилась битва за Британию, молодые летчики сражались за короля и Отечество в небе над Англией. Пилоты Королевских военно-воздушных сил Великобритании, которых премьер-министр Уинстон Черчилль в своей знаменитой речи назвал «Немногими» из-за малого их количества, отразили беспощадную атаку германской Люфтваффе. Великобритания была спасена от вторжения, и эта история стала легендой, которую рассказывают по сей день.

Этим летом годовщину битвы отмечали в стране великолепным парадом самолетов с участием воздушных судов того времени: тех самых Spitfire и Hurricane, которые оказались столь же важными для победы, как и сами их пилоты.

Главным среди них был невероятно редкий Spitfire Mk. I, который совершил свой первый полет в феврале 1940 года и был восстановлен после того, как его нашли на пляже возле Кале. Названный Cazinove Spitfire в честь пилота Питера Казинове, который был сбит во время полета на этом самолете, истребитель недавно ушел с молотка на аукционе Christie’s за рекордные 3,1 млн фунтов стерлингов. (Считается, что покупателем был король Иордании Абдулла II.) Несмотря на такой рекорд, это относительно скромная цена для машины в идеальном состоянии, особенно учитывая тот факт, что коллекционные автомобили переходят из рук в руки по восьмизначным ценам.

При этом не только пилоты готовы продать любимую бабушку за возможность заполучить такой самолет – звезду авиасалонов и музейных экспозиций. Коллекционеры и инвесторы тоже смотрят на них с вожделением, поскольку понимают, что их инвестиционные портфели могут серьезно пополниться, если к ним добавить эти легендарные самолеты.

Компания Platinum Fighter Sales – один из ведущих мировых дилеров редких гражданских и военных самолетов. Саймон Браун из штаб-квартиры группы в Редондо-Бич в Калифорнии утверждает: «Военные самолеты – отличная сфера для инвестиций. Mustang Р-51 идут с эстимейтом 900 тыс. – 1,9 млн фунтов, а Spitfire продаются по цене от 1,5 до 3 млн фунтов стерлингов». На оценку стоимости классических самолетов влияют многие факторы, объясняет Браун, в том числе их эксплуатационное состояние, соответствие когда-либо проведенных реставрационных работ оригиналу и происхождение машины. Например, одним из самых известных самолетов, проданных компанией, был P-38 Lightning по прозвищу «Девушка с ледника», потому что летательный аппарат спасли от вечной мерзлоты в Гренландии, где он совершил вынужденную посадку на пути в Европу в 1942 году.

По аналогии с классическими автомобилями инвестиционная ценность самолета определяется его раритетностью. Браун заметил тенденцию. «Традиционно люди покупали самолеты, чтобы на них летать, но теперь ситуация меняется. Цены на некоторые типы военных воздушных судов поднялись настолько, что инвесторы сейчас приобретают их и просто поддерживают в хорошем состоянии, так же как они делали это с классическими автомобилями».

Охотники за ястребами

Тони Дитеридж из компании Hawker Restorations – один из тех, кто обладает богатым опытом восстановления как исторических гоночных автомобилей, так и Spitfire и Hurricane. Он твердо знает, на чем сосредоточить свои усилия в будущем. «Мы ищем людей, которые желают стать владельцами какой-нибудь красивой машины, но не обязательно хотят на ней летать, – говорит он. – Примечательно, что если бы у нас в одном ангаре стояли рядом Jaguar C-Type и Hurricane, люди бы с восхищением смотрели на самолет, забыв про автомобиль. Им бы и в голову не пришло, что C-Type стоит 3 млн фунтов, а Hurricane значительно дешевле. Среди наших клиентов есть коллекционер, у которого никогда не было лицензии пилота, сам он не летает, но приобрел Hurricane, чтобы самолет просто летал по Великобритании, а он бы наслаждался его видом».

Новый бизнес-партнер Дитериджа – предприниматель Дэвид Венман из Сити. Он коллекционер старинных автомобилей и считает, что с коммерческой точки зрения восстановление классических самолетов имеет смысл, поэтому он вложил деньги, что позволило фирме расшириться, переехать в более крупные помещения и брать больше проектов. «Мы поставляем его на коммерческой основе», – говорит Венман, объясняя, что для того, чтобы сделать Hurricane, необходимо потратить 26 тыс. человеко-часов, что часто означает со­здание самолета с нуля. Тем не менее вложенные деньги себя окупают: стоимость восстановленных военных самолетов – лишь малая толика цены классических автомобилей.

Три самолета, проданных компанией Hawker Restorations в 1998 году, с тех пор в три раза выросли в цене, и это сравнение выгодно отличается от показателей фондового рынка. «Мы считаем, что если правильно себя поставить и достаточно рекламировать продукт, то цена пойдет вверх, – добавляет Венман. – С точки зрения риска и вознаграждения с самолетом у вас те же шансы, что и с автомобилем. И это также диверсифицирует вложения».

Единственный сохранившийся Hurricane, который участвовал в Битве за Британию, выставлен на продажу за 2 млн фунтов. Самолет с регистрационным номером R4118 сделал 49 вылетов и сбил пять вражеских воздушных судов. Коллекционные объекты с такой богатой историей и происхождением встречаются крайне редко. Если посмотреть на ценник с этой точки зрения, то военные самолеты хронически недооценены.

Другой эксперт по историческим самолетам, который четко чувствует пульс рынка, это Джон Ромен, глава Aircraft Restoration, восстановившей Cazinove Spitfire. Фирма Ромена отреставрировала 18 Spitfire и множество других воздушных судов. Он лично налетал более 900 часов на Spitfire, что делает его одним из опытных современных пилотов.

Ромен отмечает, что конъюнктура на рынке классических машин довольно вялая. «Но, – добавляет он, – если рынок классических автомобилей выровняется, то, возможно, появится больше заинтересованных коллекционеров и инвесторов, готовых вкладываться в Spitfire и другие модели. Если это произойдет, – отмечает он, – то рынок серьезно вырастет». «Мы пока еще не достигли уровня рынка классических автомобилей. Вы все еще можете получить очень приличный Spitfire с реальным историческим происхождением за 2–2,5 млн фунтов».

Пол Бивер, эксперт в области авиации и автор книги «Люди Spitfire», говорит, что такая цена не слишком отличается от стоимости строительства этих машин в 1930 и 1940 годах с учетом инфляции. «Большой плюс старых самолетов в том, что за них не надо платить налог на прирост капитала, поэтому людям нравится инвестировать в них», – говорит Бивер.

Однако очевидное отличие автомобилей от самолетов невозможно легко преодолеть. «Старинные автомобили по-прежнему отлично продаются на рынке, потому что любой человек может купить машину, запрыгнуть в салон и поехать куда глаза глядят, – считает Бивер. – Если же вы покупаете Spitfire, то вам придется иметь действительное свидетельство пилота, чтобы продолжать летать».

Расходы и издержки

Поддержание Spitfire в пригодном для полетов состоянии – важное, но дорогостоящее решение. Для этого требуется 50 тыс. фунтов в год на техобслуживание, 30 тыс. на страхование, а через каждые 500 часов работы двигателю необходим ремонт, стоимость которого – баснословные 120 тыс. фунтов. Просто летать на Spitfire дорого. Его 27-литровый двигатель Merlin «съедает» 150 литров топлива в час, и это только на крейсерской скорости. Хотите летать быстрее – расход топлива может и удвоиться. Однако для тех, у кого бюджет безграничный, неповторимые ощущения от обладания и демонстрации самолета – одной из самых известных воздушных машин Великобритании – перевешивают любые соображения стоимости. Величайший финал любого полета Spitfire – это заход к земле, молниеносный пролет вдоль аэродрома всего в нескольких метрах над травой со скоростью 400 км/ч, а затем резкий взлет вверх и поворот вверх дном, то есть знаменитая «победная бочка» – ваша личная дань «Немногим». 



16.11.2015

Источник: SPEAR'S Russia #11(53)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз