Мульти семейная активность


Мария Ярмаркова — о том, почему кризис стал катализатором появления в России сразу целого ряда Мульти Семейных Офисов и как будет развиваться этот сегмент рынка PBWM в 2011 году.

14.03.2011




Img_5479
Мария Ярмаркова

главный юрисконсульт компании «Третий Рим»

В контексте управления личным состоянием тренд «делегирования ряда полномочий» появился среди российских HNWI еще в 2003–2005 годах. При этом долгое время вопрос, кому делегировать, решался в пользу исторически доверенных бенефициару людей, сотрудников основных активов бенефициара или партнеров по бизнесу, либо в случае c Ultra HNWI – созданием своего Семейного Офиса. В последний докризисный год собственные Семейные Офисы начали создавать и бенефициары с состоянием от 400–500 млн долларов.

Кризис вскрыл сразу несколько системных проблем в этой области: стоимость такого «делегирования» и «качество» решения поставленных бенефициаром задач. Во-первых, бюджет собственного Семейного Офиса – это существенный объем постоянных расходов, оптимизация которых привела к значительному сокращению, а в некоторых случаях и к полной реструктуризации созданных до кризиса Семейных Офисов. Во-вторых, в ходе кризиса возникли проблемы, обусловленные тем, что управление личным состоянием и инфраструктурой исторически осуществляли доверенные люди, партнеры и просто специалисты в отдельных областях, а не профессиональные команды. Обычное «понятийное» отношение к оформлению прав на активы бенефициаров неоднократно приводило к частичной или полной потере реальных прав на актив. В то же время в юридически и финансово простроенных холдингах нередко не было системы «аллокации» инвестиций, хеджирования валютных рисков и т.п., в итоге бенефици­ары несли существенные убытки.

Посткризисная тенденция в 2010  году сформировалась достаточно четко: бенефициары предпочитают профессиональное решение своих личных вопросов, чаще привлекают профильных специалистов и при этом не готовы переплачивать за такое сопровождение. Эти предпосылки привели к формированию естественного спроса на новый для России вид сопровождения клиента – управление личной инфраструктурой и состоянием.

Американский, а затем и западноевропейский опыт показывает, что в аналогичной исторической ситуации развитие этого сегмента финансово-инвестиционной отрасли пошло по пути создания Мульти Семейных Офисов. Так, в 1838 году семья Джи Пи Морган основала House of Morgan, в 1882 году семья Рокфеллер – свой Мульти Семейный Офис. В дальнейшем Семейные Офисы начали появляться на базе частных банков, управляющих активами и трастами, как ответ на «естественную потребность» состоятельных семей. Примеры таких офисов – Julius Ba¨r Family Office Ltd. (Zug), Credit Suisse Trust (Zurich), Pictet Family Office (Zurich), UBS Family Office (Zurich).
В России сейчас происходят аналогичные процессы: 2010 год стал своего рода годом «заявок» на со­здание Семейных Офисов. Так, группа «Альфа», банк МФК, «Третий Рим» и ряд других команд объявили о запуске внутренних практик по обслуживанию клиентов в формате Мульти Семейного Офиса. 2011-й, по всей видимости, станет годом роста активности в этом сегменте финансово-инвестиционных услуг.

По существу, Мульти Семейный Офис – это команда профильных специалистов, обслуживающая интересы ограниченного числа клиентов. Концепция проста: бенефициару на практике нужны специалисты высокого уровня для решения своих личных задач в рамках финансово-инвестиционного спектра. Коли­чество таких задач у одного бенефициара варьируется, но их объем недостаточен для того, чтобы содержать квалифицированный индивидуальный Семейный Офис.
Привлекательность Мульти Семейного Офиса объясняется гибкостью при встраивании в существующую личную инфраструктуру практически любого бенефициара. Например, клиент часть Семейного Офиса сократил, снизив тем самым фиксированные расходы, ряд функций делегировал Мульти Семейному Офису. Или другой вариант: клиент продолжает решать все вопросы личной инфраструктуры силами своего доверенного лица, но по конкретным областям, где исторически недостаточно отраслевой экспертизы или ежедневного ресурса, привлекает Мульти Семейный Офис.

Подводя итоги, хочется сказать, что в стране, где классический бенефициар в среднем 10–15 лет в бизнесе, из которых первые 5–7 лет вообще отлично обходился без консультантов, затем пользовался услугами отдельных специалистов по сопровождению финансово-инвестиционных задач и, как правило, до сих пор работает с одним-двумя исторически доверенными лицами, концепция Мульти Семейного Офиса развивается так же динамично, как и бизнес вообще.



14.03.2011

Источник: SPEAR’S Russia / Third Rome Outlook 2011

Комментарии (3)

Виталий М. 14.03.2011 20:50

Мария, сотрудники, работающие в вашем МФО, занимаются чем-нибудь еще в рамках компании? Или на них только нужды самых крупных клиентов? Каков минимальный набор сотрудников МФО? Благодарю за ответ.

MG 14.03.2011 19:39

Скажите, Мария, а у МФО Третьего Рима уже есть клиенты? Или это пока только надежда на будущее?

Кристина 14.03.2011 17:09

Интересно, почему это у них мультисемейный пишется раздельно? Что за новости в русском языке?


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз