Много наличных – большие риски


Доля наличных в инвестиционных портфелях сверхобеспеченных клиентов частных банков находится сегодня на уровне исторических максимумов. Это объясняется сокращением позиций в сложных или рисковых финансовых инструментах. Однако такие диспропорции негативно сказываются как на доходности клиентского портфеля, так и на доходах банков.

21.08.2009




Управляющие компании не готовы мириться с ненужными потерями и пытаются убедить клиентов поменять стратегию. По словам главы консультационного подразделения RBC Wealth Management Фила Каттса, в последние два года наблюдался мощный рост интереса к инвестициям в наличные и различные суррогаты наличных средств, такие как государственные бонды и облигации казначейства США. «Клиенты размещают свои деньги в сверхнадежные и надежные инструменты в ущерб доходности портфеля», – поясняет он.

По данным исследования World Wealth Report 2009, подготовленного компаниями Merrill Lynch и Cap Gemini, в 2008 году обеспеченные клиенты частных банков сокращали свои позиции в акциях и альтернативных инвестиционных инструментах, благодаря чему доля наличных в их портфелях увеличилась в среднем до 21%, что на 7% больше, чем в докризисном 2006 году. Эти инвесторы «были счастливы получить хоть какой-нибудь, а не какой-то определенный, доход на свои вложения», говорится в отчете, который доказательство приводит тот факт, что в конце 2008 года инвесторы охотно скупали облигации американского казначейства с практически нулевой доходностью.

Авторы World Wealth Report не ожидают скорого разворота этой тенденции, предсказывая, что до 2010 года доля наличных и инструментов с фиксированной доходностью в инвестиционных портфелях сохранится на нынешнем исторически рекордном уровне в 50%.

Подобный перекос в сторону наличных при формировании портфеля имеет двоякие последствия. Во-первых, подобный приоритет, отданный безопасности инвестиций, означает снижение их доходности, а значит в перспективе более низкие темпы восстановления стоимости портфеля клиентов, которые отдают предпочтение вложениям в наличные или инструменты с фиксированной доходностью. Во-вторых, низкий уровень аппетита к риску, вероятно, наносит такой же ущерб банку, как и самому клиенту. В недавнем исследовании индустрии private banking & wealth management, проведенном PricewaterhouseCoopers, отмечается, что переток клиентских инвестиций в наличные и менее рисковые инструменты привел к снижению нормы прибыли финансовых управляющих.

Директор консалтингового подразделения в области wealth management PricewaterhouseCoopers Даррелл Политилло отмечает, что снижение интереса к инвестициям в такие активы как акции и облигации, отражается на доходах консультантов и финансовых управляющих компаний. «При размещении инвестиций в наличных норма прибыли советников и управляющих компаний обычно существенно ниже, что крайне негативно сказывается на рентабельности их бизнеса», – отмечает он.

Сокращение нормы прибыли

Комиссионные банков при инвестициях в наличные и инструменты с фиксированной доходностью были существенно ниже, чем в случае вложений в более рисковые классы активов. По оценкам, приведенным в исследовании Merrill Lynch и Cap Gemini, норма прибыли банка на управлении инвестициями в инструменты с фиксированной доходностью составляют 31,4 базисных пункта, тогда как стандартный размер комиссионных на вложениях в акциях приближается к 100 базисным пунктам, а в случае некоторых комплексных инструментов – значительно выше.

По данным исследования Private Banking Benchmark 2009 компании Scorpio, в 2008 году самую большую валовую норму прибыли имели частные банки, владеющие развитым розничным банковским бизнесом – привлекающие средства на депозиты и занимающиеся кредитованием. Однако, поскольку многие частные банки не выдают кредитов, то они не смогли заработать на этих входящих денежных потоках, поскольку спреды для конечных клиентов выросли, в то время как межбанковском денежном рынке спреды сократились. Несмотря на это, в Scorpio отмечают, что даже у более удачливых в этом смысле финансовых компаний, выручка на банковских операциях оказалаь недостаточной, чтобы продолжительное время оправдывать содержание дорогостоящей инфраструктуры.

Чистая прибыль частных банков снизились в среднем на 32,9% в 2008 году. По словам директора Scorpio Грэма Харви, несмотря на снижения стоимости активов и приоритет безопасным вложениям, недавно вышедшие результаты за первое полугодие 2009 года свидетельствуют, что многие финансовые компании, оказывающие услуги в области wealth management, чувствуют себя вовсе не так плохо, как можно было ожидать. Особенно это относится к классическим банкам, а также финансовым компаниям, оказывающим брокерские услуги.

«Главным образом это связано с деятельностью по торговле ценными бумагами, поскольку клиенты переключились с более на менее рисковые инвестиции, – подтверждает Харви. – Следующие полгода станут лакмусовой бумажкой в отношении того, смогут ли управляющие компании убедить своих клиентов вернуться в рисковые активы, чтобы увеличить свою рентабельность».

Стремление финансовых компаний убедить своих клиентов в необходимости снова начать инвестировать в более рисковые активы вовсе не вызваны одной лишь своекорыстью. Самые большие убытки в свое время понесли те обеспеченные клиенты частных банков, которые выбрали наиболее агрессивные инвестиционные стратегии. Но в период восстановления рынков более рисковые вложения, как правило, и приносят более высокие дивиденды. «Частные инвесторы склонны входить на рынок на его пике, а выходить у самого дна, а в ходе кризиса все это приобрело лишь еще более гипертрофированные формы. Оставаться вне рынка – не самая эффективная стратегия для восстановления. В последние месяцы мы были свидетелями мощного ралли, которым такие инвесторы не смогли воспользоваться», – поясняет Полителло из PwC. Эксперт также замечает, что когда такие инвесторы снова начинают покупать акции, то этим могут разогнать цены на эти активы и таким образом сделать ралли более устойчивым.

Опасность инфляции

Полителло замечает, что многие инвесторы по сей день запасают наличные. Но если инвестиции в этот актив действительно имели смысл в последние полтора года, то сегодня инвесторам важно избежать неоправданного снижения доходности своего портфеля. «Если инвесторы держат 3% своих активов в наличных, это вполне нормально и не сильно сказывается на доходности портфеля. Но если происходит инфляционный скачок, то в реальном выражении вложения в наличные очень быстро обесцениваются», – добавляет он.

Управляющие компании придумывают самые разнообразные стратегии для того, чтобы подтолкнуть своих клиентов к сокращению позиций в наличных и более активному инвестированию на рынке. В том числе, с помощью более активной коммуникации, разработки альтернативных продуктов и образовательных программ. Цель в том, чтобы довести до сознания клиента последствия сохранения значительных позиций в низкорисковых активах. А также убедить, что при незначительном увеличении градуса риска можно найти другие инвестиционные продукты, обладающие аналогичной наличным степенью защиты, но, потенциально, более доходные.

Звучит анекдотично, но именно структурированные продукты в последнее время были тем самым средством, которое банки использовали для того, чтобы вернуть инвесторов в акции. «В течение последнего года или около того, определенно, рынок структурированных продуктов демонстрировал рост, – свидетельствует Полителло. – Вопрос только в том, как их продают, поскольку структурированные продукты не подменяют собой банковские депозиты. Во многих случаях я вижу, что их создают исключительно исходя из пригодности к последующей продаже, а не целесообразности [для клиента]».

Другие альтернативные наличным продукты, которые компании используют, чтобы увеличить клиентский аппетит к риску, включают срочные депозиты, фонды денежных рынков, облигации и «бивалютные единицы» (double currency unit – структурированный продукт, состоящий из краткосрочной облигации и опциона, который позволяет эмитенту возместить стоимость облигации вместе с купоном, номинированным в альтернативной валюте. – ред.)

Тем не менее, очень важно, чтобы клиент осознавал связь соотношение между риском и доходностью. «Мы рассказываем клиентам, какие существуют возможности. Главное это понимать уровень аппетита к риску клиентов, равно как и их инвестиционные цели, после чего начать вместе работать над разработкой портфеля, который бы удовлетворял всем этим условиям. Людям нужны деньги для разных целей – ради наследства или в качестве средства к существованию. Невозможно всех стричь под одну гребенку, поскольку все готовы брать на себя разные риски. Одни не готовы потерять ни пенни, а другие просто счастливы поставить на рулетку», – говорит Каттс.

Образование

Поскольку финансовые компании зарабатывают больше на обслуживании более рискованных инвестиций, то образование клиента играет ключевую роль. Те банки, которые разработали более продвинутый и подробный процесс моделирования размещения инвестиций и тратят достаточно времени на то, чтобы пройти его вмести со своими клиентами, в один прекрасный день могут увидеть, что их подопечные теперь более склонны инвестировать в более рисковые и доходные инструменты, особенно в непростых рыночных условиях.

«Те компании, которые проводят глубинную “поведенческую” оценку рисков смогут увеличить свою прибыль благодаря тому, что их клиенты будут сохранять позиции в рисковых активах», – добавляет Харви из Scorpio. Хотя, добавляет Харви, до сих пор так и не было предпринято систематических усилий для понимания целей клиентов в отношении всего их капитала, что подразумевает предварительное конструирование портфеля.
Инвестировать на рынке постепенно, определенными порциями через равные промежутки времени, – важный урок, которому необходимо научить клиента, считает Полителло из PwC. «Теория инвестирования это одно, но человеческая натура – совершенно другое. Научиться рассчитывать время, это еще не все. Все – это научиться подходить к инвестированию осмысленно и хладнокровно», – считает он.

Занятно, но, как отмечает Scorpio Partners, те клиенты, которые раньше сидели в наличных, сегодня инвестируют в инструменты с фиксированной доходностью. В это же время те, кто размещал средства в инструментах с фиксированной доходностью, сейчас перекладываются в акции. «Они пробуют рыночные инвестиции, в том числе вложения в хедж-фонды и покупку иных ликвидных активов. Однако прозрачность и ликвидность по-прежнему то, чего еще надо поискать», – философствует Харви.

В RBC Wealth Management говорят, что они тоже начали замечать рост аппетита к риску. «Спокойствие возвращается. Мы вышли из реанимации и пациент пошел на поправку», – замечает Каттс. Тем не менее, замечает он, большая часть активов сегодня по-прежнему размещается в наличных или активах, близких к ним по смыслу.

Недавний опрос, проведенный Merrill Lynch среди финансовых управляющих, свидетельствует о том, что доля наличных в инвестиционных портфелях их клиентов начала постепенно снижаться. Время, когда в поисках безопасной гавани все бежали в наличные, похоже, остается позади, и желание брать на себя повышенный риск, кажется, начинает просыпаться. Если этот действительно так, то, скорее всего, это хорошая новость, которая сулит индустрии wealth management повышение прибыли.



Эмма Риис
21.08.2009

Источник: Wealth Briefing


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз