Миллионеры: изгои или пример для подражания?


С большим богатством приходит большая ответственность. Эта идея в различных вариациях проносится сквозь века, начиная от творчества Гомера и заканчивая продуктами Голливуда. Но, как и любая доктрина – общественная или нет, – на практике этот посыл не так-то прост. И в современном мире, где все взаимосвязано, нести ответственность, будучи одним из самых богатых людей в мире, дело, конечно, нелегкое, считает Кэтрин Тиллотсон.

28.08.2012





Мы переживаем смутные времена. Куда ни посмотри на карте мира – всюду движущие силы перемен. Смещение экономической мощи с Запада на Восток, сокрушающие волны европейского финансового кризиса, переходный период политики Ближнего Востока, интернет-революция, экологическая угроза, энергетическая и продовольственная безопасность – повсюду мы сталкиваемся с будущим, в котором нас ждут социальный переворот и политическая и экономическая дисгармония.

В это напряженное и переходное время положение сверхбогатых людей снова привлекает к себе пристальное внимание. Не так давно богатство значило больше чем власть, оно было символом успеха и источником интереса и восхищения. Но сегодня богатые люди скорее воспринимаются как часть глобальных проблем, а не их решений.

Но честно ли это?

Неужели справедливо высмеивать накопление капитала как нечто эгоистическое, чуждое состраданию? Богатство приводит к ответственности, и это ответственность как за общество в целом, так и за отдельного человека или семью.

Чтобы понять, как смотрят на эту дилемму сами хайнеты, мы начали сотрудничество с группой по управлению активами Kaiser Partner для проведения исследования при непосредственном участии миллионеров из четырех крупнейших в мире экономических систем накопления капитала: США, России, Германии и Великобритании. Мы спросили 250 мультимиллионеров о том, что означает для них ответственность и где конкретно они проводят грань между ответственностью перед собой и своей семьей, перед своим окружением и гражданским обществом, а также перед человечеством и экосистемой.

Мы выяснили, что состоятельные люди при накоплении капитала на самом деле несут проактивную ответственность в своем бизнесе, инвестиционной и благотворительной деятельности. Семья, гражданский долг и более широкие социальные вопросы для них практически равноценны в контексте накопления капитала. И что самое главное, они стремятся к большему: хотят быть еще более эффективными и ответственными.

Беспокоит другое. Задав те же самые вопросы группе консультантов мульти­миллионеров, мы обнаружили, что они часто недооценивают, насколько важна для их сверхбогатых клиентов возможность внести свой вклад в общество. Когда дело доходит до вопросов о накоплении капитала и управлении активами, профессионалы делают предположение, что у клиентов «на первом месте стоит семья». Их приоритетная задача – в индивидуальном подходе к клиентам, и они склонны считать, что хайнет ставит ответственность перед самим собой и своей семьей превыше всего.

Богатство и общество

Британский биолог-эволюционист Ричард Докинз во второй половине XX века написал замечательную книгу под названием «Эгоистичный ген». В этой книге собраны дебаты об альтруизме в контексте семьи и общества с точки зрения эволюции. Почти четыре десятилетия спустя альтруизм остается одинаково неприятной темой для биологов, социологов и философов.

И все-таки среди главных потребностей каждого человека – защита семьи и желание видеть процветание общества в целом. И пока мы не в состоянии полностью объяснить природу этой потребности, она кажется нам чем-то, заложенным в ДНК.

Потому, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что, когда мы попросили наших 250 мультимиллионеров оценить важность различных факторов при ответственном накоплении, мы получили ясную картину, как у хайнетов проявляется альтруизм.

Естественно, на первом месте идет семья, за которой сразу же следуют гражданский долг, соблюдение законов и норм. Но практически на одном уровне с ними стоит и желание участвовать в общественно важных делах посредством экологической и инвестиционной ответственности, а также в жизни гражданского общества и благотворительности.

И тем интереснее сопоставить эти взгляды со взглядами традиционных консультантов. Отвечая на тот же вопрос, они слишком высоко оценивают важность обеспечения финансового будущего семьи и значительно недооценивают порывы накопителей капитала к более широкому проявлению альтруизма.

Этот парадокс между личными и общественными интересами представляет собой фундаментальный вызов традиционной индустрии PBWM. Ведь сейчас, по мнению wealth-менеджеров, социальная ответственность важна, но все равно уступает по приоритету заботе о себе и своих близких.

Мало того что консультанты преуменьшают значимость альтруизма в глазах хайнета, состоятельные люди еще и шире, чем их адвайзеры, воспринимают само понятие заботы о семье. Чтобы максимально полно раскрыть свой потенциал накопителя капитала, следует глубже погружаться в общественную деятельность, считают участники исследования.

Другими словами, ответственность накопителей капитала, по их мнению, заключается в равной степени как во взаимодействии с обществом в целом, так и в защите собственных интересов.

По-видимому, в действительности существуют три основные сферы wealth-ответственности: человек и семья, гражданский долг и взаимодействие с обществом. Накопители капитала, принимавшие участие в наших исследованиях, указали конкретные действия, которые они бы предприняли в каждой из сфер для полной реализации своего потенциала. Их ответы свидетельствуют о желании делать добро в то время, как они зарабатывают деньги.

Ответственное управление капиталом

Именно потому, что эти ценности столь тесно связаны с мотивацией и, конечно, личностными особенностями, некоторые компании по управлению активами уже обдумывают, как отразить их в своих более крупных инвестиционных предложениях. Но понять и принять такие глубокие мотивы сверхбогатых инвесторов совсем не просто. Являясь одновременно детьми, партнерами, родителями, гражданами, собственниками, рабочими, лидерами, людьми, накопители капитала берут на себя полную ответственность в каждой из этих ролей.

И если ответственность – это следствие успеха, как тому учит нас история цивилизации, значит, наши клиенты неизбежно совмещают глубоко противоречивые обязательства. Начиная с баланса между работой и личной жизнью и заканчивая вопросами справедливого налогообложения и роли капитализма в обществе. Успех заставляет делать сложный выбор.

Получается, ответственное управление активами заключается в том, чтобы выяснить, что на самом деле имеет значение для частного клиента, понять, что из этого самое важное, и отразить это в предлагаемом продукте.

Все понятно в теории, но как добиться этого на практике? Как может компания по управлению активами вникнуть в сложность индивидуальной ответственности и одновременно учесть силу глобальных перемен?

Претворение теории в практику

Kaiser Partner – наглядный пример компании, поставившей перед собой эту задачу. Ее цель – помочь клиентам найти собственный путь в многообразии нюансов, связанных с социальной ответственностью.

В 2005 году с помощью Альберта Гора, лауреата Нобелевской премии и бывшего вице-президента США, компания Kaiser Partner выделила из несметного числа сил, движущих мир, 10 направлений – драйверов глобальных перемен. Задача компании состоит в том, чтобы научиться извлекать выгоду из позитивных подвижек в отношении каждого из них.
 Любопытно, что, опросив 250 накопителей капитала об этих десяти движущих силах, мы обнаружили, что все они отвечают примерно одинаково.

Если вкратце, то две трети участников уверены, что эти силы предоставляют долгосрочные возможности, и куда меньше задумываются о вероятных угрозах в этой связи.

Более того, когда мы спросили, вовлечены ли они в эти процессы, оказалось, что накопители капитала активно и положительно влияют на изменения, происходящие в окружающем мире.

В целом 21% из них проактивно используют возможности в своем бизнесе и инвестиционной деятельности. Этот показатель увеличивается почти до 60%, когда речь заходит о возможностях в области науки и коммуникаций. И только чуть более 5% опрошенных стремятся противостоять потенциальным угрозам при помощи своего бизнеса, инвестиционной и благотворительной деятельности.

Это говорит нам о том, что те, кто сидит у руля накопления капитала, на самом деле оптимистично смотрят на перемены, с которыми сегодня сталкивается наш мир, и даже сами участвуют в положительных изменениях.

Возможно, эти результаты не должны были оказаться какой-то неожиданностью. Они могли бы служить доводами в пользу существования генетического императива, заставляющего действовать осознанно, этично и в соответствии с глобальными переменами. А главная задача консультантов HNWI теперь состоит в том, чтобы осознать, что ответственность и вправду имеет большое значение для состоятельных людей.

Материалы по теме



Кэтрин Тиллотсон
управляющий партнер Scorpio Partnership
28.08.2012

Источник: SPEAR’S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.