Мелинда Гейтс о семейном фонде

«Работа в фонде для нас с Биллом – это путь просвещения»


Супруга основателя Microsoft и богатейшего человека планеты Билла Гейтса могла бы жить, ни в чем себе не отказывая. Но это было бы слишком просто, и Мелинда Гейтс выбрала другой путь. Искоренение бедности во всем мире и популяризация контрацепции – вот что она сделала делом жизни. Последнее, кстати, – наперекор своему католическому вероисповеданию.

14.04.2014





Сегодня жаркий осенний день, и Мелинда Гейтс не теряет времени даром на Манхэттене. Бойко разговаривая, супруга богатейшего человека влетает в Four Seasons. Город шумит: мировые лидеры, в том числе Барак Обама, собрались на сессию Генеральной ассамблеи ООН. Гейтс только что вернулась с панельной дискуссии, где участвовала Хиллари Клинтон. Тема дискуссии – одна из любимых: «Как помочь женщинам». Днем раньше Мелинда была занята запуском глобального фонда инвестиций в здравоохранение. Да, и еще она героиня нового комикса. «О таком обычно узнаешь, когда все уже началось», – смеется Гейтс.

Комикс из серии про влиятельных женщин, который выпускает Bluewater Productions, может, и стал сюрпризом для Мелинды, но в целом ее жизнь распланирована донельзя. Мир сопредседателя Фонда Билла и Мелинды Гейтс – это вихрь поездок и диалогов о стратегии.
Дома, под Сиэтлом, даже телевизор смотрят по расписанию: бесцельно переключать каналы некогда. «Мы почти не смотрим телевизор, нам нравятся DVD», – говорит Гейтс, сидя в тихом углу отеля. На ней коричневый костюм и золотые серьги, длинные волосы распущены. «Мы любим кино. В путешествия берем сумку с DVD, гостиничных фильмов нам мало», – продолжает Мелинда.

Ее работа – решать, как будут пожертвованы миллиарды долларов. Фонд основан в 2000 году и с тех пор выдал грантов на 27,6 млрд. Прио­ритетные направления: образование, здравоохранение и борьба с бедностью – все в мировом масштабе. На деньги фонда борются с малярией и СПИДом, разрабатывают новые презервативы и строят новые уборные.

К настоящему времени Гейтс уже более года занята проектом, который считает для себя знаковым. Это амбициозная программа, призванная сделать контрацептивы доступными еще 120 млн женщин из беднейших стран. Задачу планируется выполнить к 2020 году, потратив при этом 4,3 млрд долларов. Мелинда объявила о запуске проекта в июле 2012-го на международном саммите в Лондоне, а британское правительство стало спонсором.

Программа пришлась по вкусу не всем. Католическая пресса раскритиковала верующую Гейтс за ее позицию по контрацептивам. Одна из колумнисток Catholic Herald написала: «Грустно, когда влиятельный, видный, богатый и притом публичный человек заявляет, что, хотя и верен католичеству, считает учение церкви неправильным».

Гейтс поясняет: «Пару, даже больше – несколько лет я спрашивала себя: „Так уж ли мне хочется говорить об этом открыто?” Знала ведь, что пойдут разговоры. Но в конце концов поняла: отвернуться от этих женщин – женщин, которых ты перед собой видишь, – нельзя». Встречаясь с ней, африканские женщины с жаром повторяли, насколько им нужна контрацепция и как они хотят планировать семьи, чтобы можно было прокормить и отправить в школу детей, которые уже родились, говорит Мелинда.

«Я пользуюсь контрацептивами, – рассказывает она. – Я верю в контрацептивы, мои друзья пользуются контрацептивами. И раз уж я считаю, что это хорошо для меня, моих дочерей и других женщин, то как можно молчать? Так я себе сказала».

Возможность предохраняться открывает перед девушками новые горизонты, утверждает Гейтс. Если верить фонду, то в странах к югу от Сахары из-за незапланированной беременности бросают школу до четверти девочек. Предотвращая нежелательную беременность, девочки получают шанс завершить обучение и вывести наконец свои семьи да и страны из-за черты бедности, аргументирует Мелинда. Доступные контрацептивы помогут сократить и число абортов: по оценкам фонда, к 2020 году удастся избежать 50 млн таких ситуаций.

Гейтс училась в католической школе и с одним из лучших в классе результатов окончила Урсулинскую академию Далласа. Монахини из академии поддерживают ее нынешние усилия. Вот что они сказали в прошлом году: «Мы гордимся Мелиндой Френч Гейтс, восхищаемся ее состраданием по отношению к обделенным и неустанной борьбой за социальную справедливость». «Мы понимаем, что убеждения Мелинды относительно контроля над рождаемостью отличаются от убеждений католической церкви. Однако мы уважаем ее право говорить, отталкиваясь от своих изысканий и видения мира, в котором мы живем», – заключили монахини.

Детство Мелинды прошло отнюдь не в достатке. Она была ребенком из техасской семьи среднего класса. Мать воспитывала четырех детей, пока отец работал инженером и управлял в свободное время арендным имуществом. Дети помогали родителям. «Я стригла газон, чистила духовку – все это мне знакомо, поверьте», – вспоминает Гейтс. Компьютерами она заинтересовалась в подростковом возрасте, после того как отец купил раннее творение Apple. Позднее Мелинда окончила Университет Дьюка, став бакалавром компьютерных наук и экономики, а затем получила MBA.

В 1987-м она переехала в Сиэтл, чтобы устроиться в Microsoft менеджером по маркетингу. С главой и сооснователем компании Биллом Гейтсом она познакомилась спустя несколько месяцев, за ужином. Вскоре на корпоративной парковке он пригласил ее на свидание. В 1994 году состоялась их свадьба на Гавайях. Тогда же был основан Фонд Вильяма Г. Гейтса, сфокусированный на мировом здравоохранении. В 1996 году Мелинда ушла из Microsoft, родила детей и продолжила работу в фонде. В 2000-м его объединили с проектом семьи в сфере образования и переименовали в Фонд Билла и Мелинды Гейтс. В 2008 году Билл отстранился от каждодневной работы в Microsoft, чтобы плотнее заняться делами фонда.

«За ужином мы чуть ли не каждый день говорим о работе фонда», – делится Гейтс и отмечает, что трое ее детей – 17-летняя Дженнифер, 14-летний Рори и 11-летняя Фиби – осведомлены об этой работе «весьма неплохо». Более того, «когда они были маленькими, мне иногда казалось, что я перебарщиваю», добавляет она, продолжая: «Однажды в трехлетнем возрасте моя старшая дочь сказала кукле: “У тебя СПИД, ложись! Я сделаю тебе укол!” Я подумала: “Боже мой, что я наделала? Мы же говорим о СПИДе столько, что мой трехлетний ребенок знает, что это такое”».

По словам Гейтс, она старается, чтобы в школе и дома жизнь детей была «максимально нормальной»: «У них есть карманные деньги, они помогают по дому. Я сказала, что мы не заведем собаку, если они не будут кормить ее и убирать за ней. И угадайте, кто все это делает? Они. Билл тоже вырос в семье весьма среднего достатка. Ты просто пытаешься делать много того, что делали твои собственные родители».

Знакомство с развивающимся миром началось для Мелинды с совместной с Биллом поездки в Африку. «Это было осенью 1993 года, мы тогда были помолвлены. Пошли на сафари. Взяли с собой несколько пар и устроили просто замечательное сафари, – ностальгирует Гейтс. – И, надо сказать, – пусть это прозвучит немного банально – африканцы запали нам в душу». Проезжая по городам с заколоченными домами, Мелинда, как она сама говорит, натыкалась на мысль: «Были же перспективы в экономике, куда все делось?» «Я видела много женщин, которые шли на рынок, неся не только огромные кипы на головах, но и по ребенку за спиной и спереди. И рядом мужчины: стоят во вьетнамках, курят. “Прекрасно, – думаю я, – а женщины без обуви”. В таких ситуациях в голове возникает масса вопросов».

Во время той поездки и настал момент истины. «Однажды, задержавшись в масайской деревне в Кении, мы разговорились там с местными. Побывали в их хижинах, они оказались дымными и темными, – рисует картину Гейтс. – [Когда мы собирались уходить], они с неподдельной гордостью позвали нас снова в гости: спустя месяц должно было состояться обрезание сестры одного из звавших (во время этого обряда происходит полное или частичное удаление наружных половых органов девушки, которое грозит заражением, появлением хронической боли и другими серьезными последствиями. – Прим. автора). Они с такой гордостью звали нас обратно… Это большая честь. Мы с друзьями были просто в шоке». Эти переживания, отмечает Мелинда, помогли ей встать на «путь просвещения». «Я бы сказала, что и работа в фонде для нас с Биллом – это до сих пор путь просвещения», – добавляет она.

В бедных странах, по ее словам, барьеры для планирования семьи не только финансовые, но и культурные. К примеру, если африканка предлагает мужу использовать презерватив, он может подумать, будто она намекает, что у него СПИД, или что она ему изменяла и заразилась сама. «Женщины то и дело повторяют: “Я не могу уговорить его на презерватив”», – отмечает Гейтс. Другие виды контрацепции многие мужчины отвергают по религиозным и культурным причинам. Женщины могут решить вопрос хитро, приходя раз в несколько месяцев в поликлинику на инъекцию контрацептива. Об этом никто не узнает, но подобные препараты держат далеко не все поликлиники. Виной всему проблемы с финансированием и поставками, сетует Мелинда.

Но благодаря ее проекту прогресс есть, утверждает она: «Семь африканских стран с нуля разработали собственные программы». Нигер, в частности, подготовил новый план просвещения мужчин и женщин, а Сенегал выстроил новую цепочку поставок. Около десятка стран провели национальные саммиты. Повысить доступность контрацептивов властям помогут фонд и другие доноры, обещавшие деньги на прошлогоднем международном саммите в Лондоне.

Относительно заявления папы римского Франциска о том, что католическая церковь зациклена на проблемах контрацепции и абортов, Гейтс высказалась следующим образом: «Знаете, я очень рада, что в целом он выразил поддержку бедным. Это миссия Церкви. Если заглянуть в Библию, в Новый Завет, то там говорится, что бедным и брошенным нужно помогать. Так что, мне кажется, он хочет вернуться к корням, и, по-моему, это здорово».

Двух одинаковых дней в фонде не бывает, продолжает разговор Мелинда. Встречи, исследования, работа «в поле» – все вперемежку. Путешествовать они с Биллом любят вместе, но удается это нечасто. «Отчего мне, по правде говоря, так нравятся мероприятия, которые устроила на этой неделе ООН, так это оттого, что мы приехали вместе, а это мы любим. А то жаловались друг другу, что давно вместе не ездили, – признается Гейтс. – Каждый год мы, как правило, отправляемся в образовательный тур по Америке, а раньше было больше совместных поездок по фондовой работе. Сейчас же мы понимаем, что от раздельных поездок пользы больше. Поэтому осенью я еду в Эфи­опию, а он на той же неделе – в Нигерию».

В свободные часы, говорит Мелинда, «нам с Биллом нравится ходить в кино». Любимый с незапамятных времен фильм – «Звуки музыки». «Мне в 2014 году 50 (чего уж скрывать), и весь день рождения будет в стиле “Звуков музыки”», – делится планами Мелинда. Помимо этого пара смотрит телесериал «Чужой среди своих» (Homeland) и записывает политическое шоу Джона Стюарта. «Два-три раза в неделю мы с Биллом садимся и включаем перед сном “Шоу дня” (The Daily Show). Просто чтобы расслабиться», – рассказывает Гейтс.

Хотелось ли ей когда-нибудь, чтобы жизнь была проще? «Конечно, бывало иногда. Такие дни бывают. Но опять же у меня очень увлекательная и полная событий жизнь, и сложна она в том числе из-за того, что у меня трое детей, которых я обожаю. Она станет проще в тот день, когда последний из них пойдет в колледж, но мне будет очень грустно тогда, – объясняет Мелинда. – Мне будет грустно, когда не надо будет спешить домой, как завтра из Нью-Йорка, чтобы увидеть детей, и стараться все успеть». И добавляет: «Знаете, я думаю, что трудности так или иначе должны закалять. Но иногда их слишком много».
Для поддержания баланса, говорит Гейтс, «мы выкраиваем массу уик-эндов и говорим себе: “Стоп, в эти выходные никакой работы”».

Предстоящий уик-энд – как раз из таких. «Мы с детьми едем гулять в Орегон. Ни футбола, ни собаки – просто едем гулять, – делится Мелинда. – На самом деле вчера вечером Билл спрашивал: “Какие планы на эту поездку?” “Никаких!” – ответила я». Редкий случай.

Источник: Stella Magazine / The Interview People

Материалы по теме



Эбигейл Песта
14.04.2014

Источник: Stella Magazine / The Interview People


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз