Медийные активы глазами инвестора
Быстрое развитие российского медийного рынка вызывает живой интерес профессиональных инвесторов. Какие бизнесы имеют наибольшие шансы привлечь их внимание, а какие, скорее всего, останутся за бортом? Своими наблюдениями делится Дмитрий Геркусов.
Дмитрий Геркусов
Управляющий директор «УРАЛСИБ Кэпитал».
По перспективам роста рынка некоторые эксперты уверенно ставят Россию в топ-3 стран наряду с Китаем и Индией. Объяснение такого потенциала достаточно очевидно: развитие телекоммуникационного сектора, во многом являющегося для медиаиндустрии краеугольной инфраструктурой, и динамичный рост проникновения Интернета по всей стране.
Тот факт, что российский рынок является довольно привлекательным направлением вложения средств, подтверждает текущая активность в сфере M&A и прямых инвестиций. Так, в мае этого года была завершена крупнейшая сделка по объединению медийных активов Александра Мамута и Владимира Потанина: «Афиши-Rambler» и SUP Media. В объединенную компанию вошли ведущие интернет-площадки рунета: Rambler.ru, Afisha.ru, Lenta.ru, Begun.ru, Gazeta.ru, LiveJournal.com, Championat.com и другие. Она стала крупнейшим медиахолдингом по охвату в российском Интернете: совокупная аудитория всех площадок составляет около 40 млн человек, а это, на минуточку, почти 30% населения страны.
Неоднократно появлялась информация о том, что в этой сделке заметен интерес братьев Ротенберг, которые рассматривают возможность входа на медиарынок. Вполне разумно это делать не через создание бизнеса с нуля, а посредством приобретения существующих эффективных активов с лояльной аудиторией.
Платное телевидение – тоже в сфере внимания инвесторов. В апреле «ВТБ Капитал» приобрел миноритарный пакет оператора спутникового телевидения «Триколор ТВ» (более 9 млн платящих абонентов). Кстати, интерес к этому активу существовал давно: в 2009 году к нему присматривался холдинг «Газпром-медиа», однако тогда сделка не состоялась. Учитывая озвученные планы по выходу оператора на IPO через несколько лет, новые акционеры компании верят в ее динамичный рост.
Необходимо также отметить, что на медийном рынке происходят своего рода вертикальные сделки, когда покупатель стремится не к расширению масштабов бизнеса за счет покупки конкурентов, а к увеличению эффективности благодаря усилению собственного контента. Так, в 2012 году холдинг «Газпром-медиа» приобрел 75% в Comedy Club Group. Менеджмент входящего в холдинг телеканала ТНТ считает, что покупка позволит ему значительно повысить капитализацию.
Интерес к российским активам проявляют и зарубежные инвесторы: так, в начале 2012 года медиагигант Walt Disney приобрел 49% телеканала «Семерка» (экс-«7ТВ»). Сумма сделки составила 300 млн долларов.
Интернет-издания, платное телевидение и отчасти сервисы интернет-рекламы – вот, на мой взгляд, наиболее интересные сегменты внутри российского медийного рынка. Традиционные эфирные телеканалы также заслуживают внимания инвесторов, а вот традиционные печатные СМИ рекомендуется оставить в стороне. Дело даже не в том, что подавляющее большинство экспертов на каждом углу кричит об их скором окончательном вымирании. Вложения в такие медиа, к сожалению, даже при хороших раскладах вряд ли могут сулить высокий уровень доходности.
В любом случае, потенциальным покупателям необходимо прежде всего анализировать динамику количества абонентов, выручки и стабильности операционной рентабельности, а также уделять внимание качеству контента. Именно эти показатели помогут отделить медийные зерна от плевел и заработать на развитии одного из самых перспективных сегментов российского рынка.
Атлас
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Красота нашей бренности
Конец 2023 года ознаменовался примечательным событием в культурной жизни Германии. В Мюнхене проходит первая в истории страны выставка одного из самых дорогих и неоднозначных художников современности – Дэмиена Хёрста, создателя инкрустированных бриллиантами черепов и заспиртованных чучел животных. Ретроспективная выставка enfant terrible современного искусства (экспозиция собрала созданные за 40 лет его знаковые работы) позволяет Ксении Апель поразмышлять о смерти в искусстве, ключевой теме для Хёрста и многих других художников.
Оставить комментарий