Куда бежать, оставаясь в России?


Вера Лосева задается одним из самых актуальных вопросов сегодняшнего дня и предлагает искать ответ в отраслях, которые могут расти даже при стагнации экономики.

28.11.2014




%d0%9b%d0%be%d1%81%d0%b5%d0%b2%d0%b0%20%d0%92
Вера Лосева

Глава департамента корпоративных финансов М2М Прайвет Банка

Есть ли в России вообще такие отрасли? Несомненно, есть. Да, с барьерами для входа. Да, капиталоемкие. Но их контрцикличность оправдывает эти недостатки.

Начнем с образования. Во всем мире частное образование – это классическая «спокойная гавань» для инвесторов: при экономических кризисах спрос на него не падает.

При этом купить акции частной школы или университета крайне сложно: школы – это, как правило, некоммерческие организации, принадлежащие благотворительным фондам. Те же, что находятся в собственности у компаний, скорее всего, уже принадлежат крупнейшим мировым фондам прямых инвестиций, которые их крайне высоко ценят (оценка стоимости начинается с 16 EBITDA).

Что же в России? Наш рынок частного образования по мировым меркам находится в начальной стадии своего развития. Из-за высоких ставок аренды в Москве и Подмосковье выживают только самые эффективные сети школ, которые за счет налаженного методического процесса предоставляют высококачественные услуги, обеспечивают хорошую заполня­емость классов и демонстрируют рентабельность по EBITDA, схожую с той, что демонстрируют лучшие представители непищевого ритейла, – 6–8%.

Мы оцениваем объем рынка частного образования в Москве и Московской области в 2014 году в 20 млрд рублей. Эта цифра включает как школы, обучающие по российской программе, так и международные.

Барьеры на пути входа в этот рынок организационные и финансовые. Первое означает, что нужно собрать команду педагогов и менеджеров. А второе – что инвестору надо быть готовым купить и перестроить под нужды школы здание или платить высокую московскую аренду. Город, к сожалению, льготную аренду ни частным школам, ни детским садам не предоставляет.

Рассмотрим еще один интересный сегмент, для чего присмотримся к управляющим компаниям новостроек.

Все владельцы квартир знают: управляющая компания навязывается застройщиком, ее крайне трудно сменить и ее услуги дороги. Предельная стоимость услуг, установленная законом, составляла в 2013 году 165 рублей за 1 м2 в месяц. Средняя же стоимость, по нашим расчетам, варьируется от 55 до 150 рублей за 1 м2.

Рентабельность управляющей компании, по нашим расчетам, достигает 37% по EBITDA. Текущий объем этого сегмента московского рынка составляет, по разным оценкам, от 200 до 400 млрд рублей, а с учетом строительства нового жилья к 2016 году объем рынка может достичь 500 млрд рублей.

Финансовых барьеров для входа на этот рынок нет – капиталовложения не требуются, и управляющая компания рентабельна с первого дня работы. Однако организационные барьеры значительны: собственники жилья в большинстве случаев вынуждены мириться с управляющей компанией, унаследованной от застройщика. Так что желающим вступить на этот рынок придется получить в союзники старших по подъезду, а также организовать собрания собственников (вооружившись запасом терпения и понеся небольшие расходы, можно убедить жителей проголосовать за вашу управляющую компанию). И так, дом за домом, создать клиентскую базу. 

Атлас



28.11.2014

Источник: SPEAR'S Russia #11(43)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз