Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/kto-podhvatit-znamya
Дата публикации 15.02.2017
Рубрики: Индустрия , Семейный капитал , Мнения , Колонки
Напечатать страницу


Кто подхватит знамя?

Проблема преемственности семейного бизнеса


Осенью 2016 года PwC и UBS выпустили отчет по результатам масштабного исследования вызовов, с которыми сталкиваются современные миллиардеры: Billionaires insights. Are billionaires feeling the pressure?

%d0%94%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%b0%20%d0%9a%d0%b0%d0%bb%d1%8f%d0%b5%d0%b2%d0%b0%20-%20cw4a2086-edit-2
Диана Каляева

руководитель практики оказания услуг частным клиентам, PwC Legal

С годами вопрос отношений между поколениями X и Y, а потом и Z будет приобретать все большее значение. Так, согласно отчету, ожидается, что более 500 богатейших людей мира передадут своим наследникам около 2,1 трлн долларов в течение ближайших 20 лет. Для стран Азии, где 85% миллиардеров представляют первое поколение владельцев бизнеса, а также и для России такая передача активов будет происходить впервые. Какие это будет иметь последствия для современного мира? Давайте попытаемся разобраться.

ВОПРОСЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Прежде всего, будут меняться цели владения крупными состояниями. Одним из глобальных трендов стал значительно больший интерес к филантропии и управлению благотворительными проектами по аналогии с бизнес-предприятиями.

Вероятно, следующие поколения, в отличие от учредителей бизнеса, будут в меньшей степени стремиться к операционному контролю над активами, предпочитая оставаться их бенефициарами.

При этом предприниматели из развивающихся стран в связи с высокой динамикой рынков, регулятивной и политической нестабильностью зачастую со скепсисом относятся к передаче бизнес-активов в управление наследникам. В России подобная точка зрения также довольно распространена. Согласно отчету PwC в России «Частный и семейный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра», мало респондентов отметили свое желание сохранить бизнес и передать активы в управление преемникам (9%).

Как бы то ни было, современные предприниматели стареют, и влиять на экономическое будущее в относительно скором времени будут именно их наследники, возможно, с совершенно другими ориентирами в жизни и другими ценностями.
Каковы же приоритеты у поколения миллениума?

ПРИОРИТЕТ БИЗНЕСА

Как правило, представители молодого поколения, ставящие на первое место бизнес, отличаются духом предпринимательства и желанием играть самостоятельную роль в семье. Иногда они привлекаются к управлению семейными предприятиями для обучения через работу на управленческих позициях. Нередки случаи, когда будущий преемник создает собственный бизнес с нуля и такой бизнес совершенно не связан с семейным. По данным отчета, такие проекты часто связаны с цифровой экономикой.

Как же современные бизнесмены растят в своих семьях преемников и прививают им предпринимательский дух? Очевидно, что здесь важно дать возможность «сыграть в свою игру», выделив какую-то часть активов для того, чтобы молодой представитель семьи мог взять на себя риск управления и утраты активов и, может быть, в дальнейшем действительно проиграть.

Выделение части портфельных инвестиций для самостоятельного управления под присмотром профессиональных консультантов тоже может быть хорошим способом обучения. Так появится осознанный навык принятия инвестиционных решений и оценки их последствий.

Привлечение преемников к управлению бизнесом и личными активами может помочь заложить основу для будущего перехода всего состояния детям без существенных рисков как для бизнеса, так и для самой семьи. Но на практике это получается не всегда.

ВЛАДЕЛЬЦЫ, НО НЕ УПРАВЛЕНЦЫ

В отличие от своих родителей, представители поколения миллениума часто не готовы играть самостоятельную управленческую роль в бизнесе и скорее видят себя пассивными акционерами – выгодоприобретателями созданного предыдущими поколениями бизнеса. Они хотят иметь возможность сделать свой собственный выбор в жизни, и семейное предприятие может быть им совсем не интересно.

Некоторые респонденты исследования отмечали, что у них есть сомнения в отношении будущего своего бизнеса. В таких регионах, как Китай и Россия, передача компаний по наследству может быть слишком трудна, потому что успех этих предприятий во многих случаях зависит от личных связей их основателей.

Помимо этого, управление разноплановыми активами часто требует выдающихся лидерских и предпринимательских качеств, которыми может не обладать ни один из потенциальных наследников основателя бизнеса.

В Китае, с их семьями с единственным ребенком, с поиском достойного наследника-управленца может быть еще сложнее. Зачастую продажа бизнеса после ухода на пенсию или смерти его основателя – единственный выход в подобной ситуации. Некоторые семьи также задумываются о назначении внешних управленцев.

Культурная среда, бизнес и политические причины, естественно, тоже влияют на выбор семей. Например, в культуре предпринимателей США – стремление к продаже бизнеса, в Европе – к его сохранению. В Азии, исходя из опыта стран Юго-Востока, а также Китая, есть тенденция к созданию бизнес-предприятий по модели фонда прямых инвестиций. Таким способом семьи пытаются сохранить активы в ситуации, когда есть сложности с привлечением наследников к управлению конкретными видами бизнеса.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Многие представители поколения миллениума видят успех бизнеса в возможности приносить пользу обществу. Их целями становится получение не только дохода для семьи, но и выгод для более широкой группы лиц, включая работников, клиентов и общество в целом.

Некоторые молодые миллиардеры серьезно увлечены филантропическими проектами. Выросшие в период быстрых социальных изменений, они с большим энтузиазмом вовлекаются в благотворительные проекты, используя свои ресурсы и деловые качества для управления такими проектами. При этом они хотят ощутить реальный результат от благотворительной деятельности с возможностью его измерить. Для таких представителей поколения миллениума участие в благотворительной деятельности становится основой их семейных ценностей.

УРОКИ ПРОШЛОГО

По данным отчета, почти никогда миллиардеры первого поколения не имеют внуков, которые также были бы миллиардерами. И здесь можно выделить две основные причины: размытие доли в бизнесе (в том числе вследствие неэффективного управления и отсутствия четкого плана преемственности бизнеса), а также рыночные риски (включая влияние новых прорывных технологий).

При этом, несмотря на то что США и Азия успешнее в вопросе появления новых миллиардеров, европейские миллиардеры превосходят их в вопросах сохранения созданного капитала. Так, по данным отчета, 54% европейских миллиардеров передают свой статус миллиардера следующему поколению. Их история успеха – в создании четких процедур семейного управления бизнесом, в видении будущего этого бизнеса.

Россия и Китай, как известно, – страны, где отсутствуют миллиардеры в нескольких поколениях. Перед здешними бизнесменами, безусловно, стоят свои специфические вызовы.

Однако опыт Европы может быть полезен и для новых рынков капитала. Семейный бизнес, где бы он ни находился, будет более успешным, а благосостояние семьи – защищенным при наличии плана, отражающего стратегическое видение основателя. Вдобавок к целям и перспективам в таком плане должны быть определены общие ценности и задачи семьи во всем, что касается управления активами. Тогда вопрос смены поколений не окажется таким болез­ненным. 


Источник: SPEAR'S Russia #1-2(65)