Кисть на службе Ее Величества


Ричард Стоун написал портреты, кажется, уже всех знаменитостей – от королевы-матери до Нельсона Манделы, а сейчас занимается воспитанием юных художников в Африке. Он рассказал Марте Джилл о своей карьере с первых ее дней и смысле своей благотворительной деятельности.

17.07.2013




Портрет кисти Ричарда Стоуна: королева Елизавета


Если вы ищете компаньона для путешествия в сердце Африки, то самым неожиданным выбором мог бы стать Ричард Стоун. Он один из самых плодовитых авторов королевских портретов, всю жизнь проведший в мягком климате залов Букингемского дворца. А недавно он оказался в Кении, где работает наставником детей, желающих научиться живописи.

Пропуск в чужую жизнь

Самому Стоуну в его карьере художника с учителями невероятно повезло, несмотря на неудачное начало. «Я только пошел в школу, когда со мной произошел серьезный несчастный случай, в результате которого я практически оглох, – рассказывает он. – Я приходил на занятия, но учиться просто не мог, поскольку не слышал преподавателей». На уроках его сажали в дальний угол с карандашами, и так он начал рисовать, а какое-то время спустя его работы стали посылать на различные конкурсы. Позже слух восстановился, но благодаря обстоятельствам Ричард приобрел ценные навыки. «У меня был пусть и не талант, но способности», – признается он.

Способности развились благодаря соседу, который брал его с собой делать наброски и приобщил к миру художников. Стоун быстро осознал, что у него появился «пропуск в чужую жизнь». «Местные влиятельные семьи приглашали меня на чай, где просили зарисовывать гостей. Так я полюбил общаться с людьми».
На свое 14-летие он был приглашен на Летнюю выставку Королевской академии, в которой принимали участие лучшие портретисты того времени. Особенно его впечатлил портрет Георга VI кисти сэра Джеральда Келли, которому он написал письмо с просьбой дать несколько полезных советов. Вскоре он получил ответ: «Почему бы вам не принести как можно больше своих работ в студию, и я попробую вас отговорить от этого занятия».

«Он не был особенно впечатлен, – вспоминает Стоун. – Не думаю, что он посчитал меня талантливым. Я это почувствовал и ужасно смутился».

Написать королеву

Как бы то ни было, Келли взял его под свое крыло на четыре года, оказав на него влияние. Любимой моделью Келли была королева-мать: «Она идеально позировала», и Стоун решил, что когда-нибудь напишет ее портрет. «Когда он (Келли. – Прим. ред.) умер (в 1972 году), я позвонил в Кларенс-
хаус и спросил, может ли мне позировать королева-мать. С этого все и началось. Я дозвонился и попросил связать меня с кем-нибудь важным. Меня соединили с человеком по имени Адам Гордон, и он вежливо поинтересовался, что мне нужно. Когда я сформулировал просьбу, он ответил, что «она не может позировать для неизвестно кого».

«Я сказал: “Возможно, я стану новым Рембрандтом. Может, вы посмотрите мои работы?” В трубке повисло молчание. Я подумал, что меня разъединили». После просмотра его работ Гордон заказал портрет своей жены и пригласил Стоуна на прием, где «он мог бы встретить тех, кто поможет ему достичь своей цели и нарисовать королеву-мать». Он принял приглашение, и в свои девятнадцать стал самым молодым королевским художником за последние 200 лет.

Оказалась ли королева настолько хорошей моделью, насколько он ожидал? «Возможно, ее писали больше всех в королевской семье. В активе каждого великого или выдающегося живописца был ее портрет. Рисовать ее было приятно, потому что она помнила все особенности этих знаменитых художников. Королева-мать интересовалась живописью и была в курсе технических проблем. В отличие от остальных членов семьи она не считала написание портрета причудой».

Королева-мать дала толчок карьере Стоуна, и с тех пор он написал большую часть королевской семьи. А что он думает о недавнем портрете герцогини Кембриджской кисти Пола Эмсли, ставшем предметом насмешек?

«Мне кажется, это хорошая картина. Она типична для своего автора, это приятный портрет симпатичной молодой женщины. Критики были слишком суровы. На многих официозных портретах люди выглядят старше и серьезнее. При настолько тщательном изучении ее черт она так или иначе будет выглядеть старше, чем люди предполагали. Мы видели много фотографий с ней, но фотография делается за долю секунды, модель передается в движении, например смеющейся и, разумеется, выглядит моложе и живее».
Все портретисты неизбежно сталкиваются с критикой, и Стоуну досталось от принцессы Маргарет. «Проблема в том, что люди смотрят на промежуточные стадии, когда ты на полпути и не совсем представляешь себе конечный результат. В этом случае, когда я выполнил работу наполовину, принцесса Маргарет бросила мимолетный взгляд на картину. «Мистер Стоун, как вы знаете, эти две недели я была простужена, – сказала она, – и, как мне кажется, вы отлично ухватили это». Пришлось срочно внести несколько исправлений.

Испорченный галстук филантропа

Постепенно карьера вывела его за ворота Букингемского дворца. «В первую десятку людей, чей портрет
я хотел бы сделать, входили Нельсон Мандела и архиепископ Туту», – говорит художник. Он написал обоих, и в процессе они рассказывали ему о жизни в Южной Африке. Его начала беспокоить судьба детей из трущоб.

«Я летел в Нью-Йорк, и кто-то пролил суп мне на галстук. Пока меня вытирали, стюард заговорил со мной о детском доме Ньюмбани, для которого British Airways собирает средства. Меня часто просят поддержать благие начинания, но тут я решил оказать большее содействие. Тогда, десять лет назад, мне выпал шанс посетить это место, и я взял с собой жену и сына».

Ньюмбани в Найроби дает приют детям, брошенным в результате эпидемии СПИДа, а также участвует в нескольких программах социальной поддержки в соседних регионах. Прошлым летом Стоун взял материалы, чтобы показать детям, как рисовать. «Я не хотел, чтобы это была арт-программа, в результате которой получается стандартное искусство». Созданные после этого работы предполагалось выслать в Англию, чтобы дети внесли собственный вклад в сбор средств.

«Курс был построен так, чтобы дети поняли, какая часть их наследия больше всего интересна музеям и людям по всему миру, – поясняет Стоун. – Некоторые очень простые вещи становятся очень красивыми, если на них есть узор. К моему искреннему удивлению, мы создали несколько достойных работ. Теперь, когда рисунки закончены, они выглядят как настоящие сокровища». 

Материалы по теме



17.07.2013

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.