Киберальпинизм


О женщинах, роботах, молодых миллионерах и о том, как все это взаимосвязано в жизни финансового консультанта.

09.08.2016




Nikityuk
Андрей Никитюк

Председатель правления General Invest.

В одном из номеров мы уже размышляли о стремлении к верхушке Эвереста – воображаемому пределу наших желаний и возможностей. И теперь я предлагаю заняться более подробным анализом: кому и как уже удалось покорить заветный пик и что стоит брать с собой, дабы не сойти с ума от кислородного голодания во время восхождения.

Сначала о погоде. Климат в районе Джомолунгмы очень суровый – санкции, сжатие рынков и инвестиций, высокая волатильность, обесценивание активов и прочие сложности. Поэтому, с одной стороны, риск пополнить число неудачников, решившихся на штурм вершины, крайне велик. С другой – число пытающихся тоже неуклонно уменьшается.

Этому в немалой степени способствует местная полиция – наш регулятор в лице ЦБ настойчиво и не без успеха продолжает свой «холивар»: в прошлом году более 20% профучастников покинули рынок. Как следствие – меньшее предложение при меньшем же спросе.

Приходится констатировать: индустрия, в которой мы работаем, пользуется наименьшим доверием среди потребителей во всем мире (согласно Edelman Trust Barometer). Природа к нашему, финансовому сектору экономики особенно неблагосклонна – слишком часто мы пренебрегали ее законами. Думаю, что в России это утверждение верно вдвойне. Недоверие к финансистам ведет к тому, что люди меньше инвестируют в свое будущее, а значит – реже достигают долгосрочных целей. Такой провал в финансах отдаляет выход на благополучную пенсию и чреват более низким качеством жизни населения на фоне более низкого потребления. Таким образом, мы – люди из инвестиционной индустрии – несем ответственность за будущее целых поколений нашей страны.
Думаю, что ощущение предельной суровости климата, с которым столкнется любая группа альпинистов от экономики, передано отчетливо и вполне конкретно. Что же делать тем, кто все равно выбирает «трудный путь, опасный, как военная тропа»?

О клиентах

Поговорим о самом объекте вожделения – человеке, который несет нам свои деньги. Важно понимать не только его сегодняшний профиль, но и каким он будет через 5–10 лет. В нашей бизнес-стратегии мы условно разделяем клиентов на три типа; у каждого свои черты и потребности.
Начнем с классики жанра: перед нами традиционный клиент крупного инвестиционного дома или мультисемейного офиса. Мы видим, что инвесторы 40–60 лет с двумя и более детьми, сделавшие карьеру в 1990-е, успевшие много заработать и чуть меньше потерять, безусловно, хотят стабильности: им нужны простые, понятные инструменты, как правило, fixed income с минимальными рисками. Но даже такие, казалось бы, нецифровые люди предъявляют требования к интегральному взаимодействию со своим управляющим – им обязательно нужны цифровые каналы для общения! Более того, клиенты ожидают, что инвестиционная компания предложит им электронный сервис не хуже, а то и лучше, чем тот, который они привыкли получать, скажем, от Apple. Согласно World Wealth Report (2014), две трети состоятельных клиентов покинут своего управляющего, если он не обеспечит им цифровые каналы взаимодействия. Столько же клиентов ожидают, что к 2020 году почти все общение с управляющим будет осуществляться в цифровом формате.

Теперь – о прекрасном: про женщин. Согласно отчету Boston Consulting Group, мы являемся свидетелями тихой революции – революции женщин и для женщин. По прогнозам, к 2020 году женщины будут контролировать до двух третей богатства в США против нынешних 50%. Связано это с тем, что женщины, хоть и выходят на покой с более скромными сбережениями, чем мужчины, живут на 6–8 лет дольше своих мужей и в итоге наследуют их состояние.

Опросы показали, что при инвестировании женщины не стремятся к высоким прибылям – на первое место выходит боязнь оказаться на обочине жизни, влачить нищенское существование, и поэтому доходность уступает место надежности и диверсификации инвестиций. Другие, не менее важные желания женщин-инвесторов – иметь высокий социальный статус и поддерживать женщин-руководителей, что отражается и на их инвестиционных предпочтениях.

Millenials – поколение Y, то есть те, кто вошел во взрослую жизнь уже в третьем тысячелетии. За этими клиентами будущее: к 2020 году под их контролем окажется до 50% всей рабочей силы на Земле.

Согласно исследованию CFA Institute, наши «тысячелетники» осторожны, не верят Wall Street, тщательно взвешивают все риски и держат сбережения в ликвидной форме. Так, по данным отчета UBS Wealth Management, поколение Y держит в ликвидной форме около 52% своих активов, тогда как для людей прочих возрастов этот показатель составляет лишь 23%.

Просто подумайте: в традиционных финансовых институтах средний возраст инвестиционного консультанта 51 год. Как он может быть с молодым поколением на одной волне? Так что команда, сбалансированная по возрасту и опыту, на мой взгляд, важный момент при встрече с клиентами нового тысячелетия.

Люди против машин

Теперь давайте поговорим о самой индустрии, а не ее клиентах. Кем она сегодня представлена и с какой новой реальностью нашим коллегам по финсектору придется столкнуться?
Главная угроза нависла над традиционными инвестиционными домами, которые не готовы предложить новым типам инвесторов нужные им продукты.

В противовес этим «консерваторам» сейчас переживают становление робоадвайзеры – веб-сервисы автоматического управления портфелями. Их основное преимущество – удобство и доступность, так как они чрезвычайно дешевы в сравнении с классическим wealth management. И хотя модели, используемые робоадвайзерами для расчета портфелей, пока еще несовершенны, и объем средств под контролем этих цифровых управляющих пока не сопоставим с AuM традиционных финансовых институтов, уже сейчас проекты Wealthfront, Betterment, FutureAdvisor управляют десятками миллиардов долларов в США, и эта цифра растет со скоростью, которая потрясает воображение.

Кстати, такая внезапная киберконкуренция оказывает серьезное давление на ценообразование в классических институтах.

Тем не менее, несмотря на угрозу SkyNet, мы верим, что всегда будут инвесторы, которые с большей охотой доверят свои сбережения людям, а не машинам. В этом смысле трендом, альтернативным формату RoboAdvisors, может быть подход, отчасти реализованный в проекте Сбербанк-eToro, где независимые инвестиционные управляющие открыто демонстрируют свои торговые стратегии и методики, а клиенты выбирают себе того, кто больше нравится, и просто копируют его инвестиционные решения, разделяя с ним победы и поражения на финансовых рынках.
Мы в General Invest культурно ближе именно к такому «человечному» подходу к wealth management. Если бы мне нужно было описать одно из самых нетривиальных препятствий, стоящее на нашем пути к Эвересту, то я бы сказал: необходимо оставаться в технологическом авангарде, при этом не потеряв человеческое лицо. 



09.08.2016


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз