К войне готовы?


Егор Коваленко – о самых обидных и болезненных ошибках российских бизнесменов, которые они продолжают допускать вне зависимости от своего опыта, текущей конъюнктуры рынка или общей экономической ситуации.

25.11.2015




C36b6846
Егор Коваленко

Управляющий партнер «Национальной юридической службы»

Sic vis pasem, para bellum. Хочешь мира – готовься к войне. Наверное, это самое главное, что мы рекомендуем своим клиентам вне зависимости от их социального статуса, материального положения и правовой ситуации. Однако не прошли (и не знаю, пройдут ли когда-нибудь) те времена, когда бизнесмены, причем достаточно опытные и успешные, допускают нелепые и фатальные ошибки, приводящие к серьезным, если не финансовым, то репутационным потерям.

Нагрянувший кризис особенно остро отразился на малом бизнесе в регионах. Сократились доходы, выросли расходы у бизнесменов, увеличились обязательства, которые необходимо исполнять, и, соответственно, просрочки исполнения. Крупный бизнес проходит испытание на прочность. Необходимо сократить расходы, оптимизировать производство и обеспечить хотя бы минимальное функционирование, только чтобы не остановиться. Самые обычные проблемы бизнеса – это когда просрочка поставки товара (или оплаты товара) или выполнение каких-либо работ обосновываются форс-мажорными обстоятельствами. «Во всем виноваты санкции», – заявляет арендатор, не имеющий возможности оплатить аренду за очередной месяц. Глобально – наверное, это так. Политические решения повлекли за собой экономические последствия. Выросли цены, снизился спрос – все достаточно очевидно. Но спорные ситуации, перетекающие в судебные процессы, не сильно отличаются от существовавших ранее. В большинстве случаев ни о каком форс-мажоре говорить не приходится. Зачастую причиной финансовых неурядиц бизнесмена становится безответственный подход к оформлению документов при заключении и сопровождении сделки.

Цените бумагу

Чаще всего встречаются ситуации, когда предприниматель полагает, что договоренности, достигнутые им и его партнером в электронной переписке, являются основанием для возникновения каких-либо правоотношений. Это не так. Электронный документооборот – вполне юридический термин, cуществующий в рамках соответствующего закона «Об электронной подписи», который предполагает наличие между сторонами письменного документа, где регламентирован порядок электронного обмена документами (в том числе порядок удостоверения подписи каждой из сторон).

Гарантийные же письма, сканированные копии подписанных договоров, согласование дополнительных условий взаимодействия в рамках даже заключенного между сторонами договора – не более чем самоуспокоение для каждой из сторон. До тех пор, пока соответствующий оригинал не будет предоставлен.

Итак, первое и важное правило для спокойного существования: все документы должны быть оформлены в бумажном виде, подписаны сторонами и надлежащим образом сохранены. Исполнение в рамках действующего договора должно фиксироваться необходимыми бухгалтерскими документами, любое изменение условий (сроки, стоимость, объем работ (поставок)) должно фиксироваться письменно. Отсутствие любого из этих документов может повлечь невозможность доказать свою правоту в суде.

Не экономьте на юристах

Если в первый, второй и пятидесятый, например, раз бизнесмену удалось удачно исполнить сделку, не воспользовавшись услугами юриста, это не значит, что юрист не нужен. Это лишь значит, что предпринимателю повезло. Конечно, предпринимательская деятельность – это деятельность, осуществляемая на свой риск. Но оправданным ли является риск согласования условий договора человеком, юридического образования не имеющим? Нет и еще раз нет. Потому что прочитать договор мало. Нужно понимать, как его толковать, какими действующими нормами регулируются отношения, установленные договором, как в комплексе с ними можно оценить предлагаемый к заключению договор. Какова судебная практика по тому или иному вопросу и какие подводные камни могут встретиться при реализации определенных положений договора. Рано или поздно фатальная ошибка в результате собственной самонадеянности возникнет. Даже самый лучший главный бухгалтер не сможет обнаружить юридический подвох.

Кроме того, очень часто бизнесмены считают «партнерское соглашение» документом, имеющим юридическое значение. И создают шедевры, реально отражающие достигнутые договоренности, но совершенно не коррелирующиеся с нормами действующего законодательства. А в случае невозможности определить правовую природу сделки суду проще будет истолковать ее как недействительную.

Из этого следует второе правило: договоры должны готовить и согласовывать опытные юристы. В процессе реализации договора также целесообразно получать рекомендации юриста по документообороту и оформлению текущих документов.

Договорились – выполняйте

Принятые на себя обязательства должны исполняться в соответствии с их условиями. Если при заключении договора одна из его сторон исходила из определенных условий взаимодействия, для их изменения необходимо соблюсти установленную в законе (или договоре) процедуру. Самостоятельного изменения условий договора (например, задержки выплат в связи с отсутствием денежных средств, или увеличения сроков поставки или выполнения работ в результате нарушений со стороны контрагентов) закон не допускает. Если вдруг происходит ситуация, результатом которой должно стать нарушение согласованных условий сделки, партнер должен быть об этом уведомлен. Причем письменно. И в суде, если вдруг произойдет конфликт, будут оцениваться корректность и уважение к партнеру, в том числе соблюдение условий договора или обычаев делового оборота.

Таким образом формулируется третье правило: переписка с контрагентом в процессе исполнения договора должна осуществляться так, чтобы она могла быть представлена в качестве доказательства: документы должны направляться заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным письмом с описью вложений. Желательно направлять письма партнеру по каждому факту возможного или свершившегося нарушения условий договора.

Готовьтесь к войне заранее

В настоящее время в связи с изменением процессуального законодательства и попыткой уменьшить загрузку арбитражных судов большое количество споров рассматривается в порядке упрощенного судопроизводства – то есть без вызова сторон. А это значит, что если предприниматель своевременно не представит надлежащие возражения и доказательства в обоснование своей позиции, судом будет вынесено решение в его отсутствие.

Если говорить о статистике, замечу, что количество обращений в арбитражные суды по сравнению с прошлым годом выросло, но незначительно. Лидерами по числу споров являются, разумеется, продавцы и покупатели товаров, вторую строку занимают заказчики и подрядчики (причем подряд чаще строительный). Велико также количество земельных споров, особенно когда речь идет о спорах с госорганами. Да и вообще, бизнесмены спорят с государством едва ли не чаще, чем между собой, так как очень велик процент оспариваний действий и решений должностных лиц.

Кстати, когда предполагается административный спор, правила защиты абсолютно аналогичны: контроль ситуации, юридическое сопровождение, грамотный документооборот.

Следует помнить: если с самого начала какой-либо сделки готовиться к судебному спору по ней, его, скорее всего, не случится. А если и случится, то перспективы выигрыша больше всегда не столько у правой стороны, сколько у подготовленной.



25.11.2015

Источник: SPEAR'S Russia #11(53)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз