Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/investitsionnye-tehnologii
Дата публикации 18.06.2014
Рубрики: Классические инвестиции
Напечатать страницу


Инвестиционные технологии


В акциях технологических компаний наконец-то разглядели потенциал. Но оправдан ли такой оптимизм, разбирается Кристофер Сильвестр.

© East News/AFP


Недавно Twitter провел ослепительное IPO, которое лишний раз показало, как оценивать технологические компании. Но все-таки: что же это такое – технологические компании? Может, это компании, которые просто так или иначе связаны с технологиями? Или фирмы, развивающие общую идею о том, как технологии позволяют менять жизнь? Facebook и Twitter явили нам новые формы социального взаимодействия, а Google – доселе невообразимую легкость, с которой можно искать информацию, товары и услуги. Но эта «святая троица» так и живет преимущественно за счет рекламы.

IPO Facebook прошло сумбурно, и падение котировок было возмутительным. Однако в 2013-м они почти удвоились. В III квартале прибыль компании составила 425 млн долларов, или 0,17 доллара на акцию, что чуть выше прогнозов. Ежемесячно в Facebook заходят 1,19 млрд пользователей, из них 507 млн – с мобильных устройств. И мобильная реклама, дающая фирме 49% общего рекламного дохода, будет, судя по всему, и дальше набирать обороты. Параллельно, впрочем, наблюдается небольшой сдвиг в демографии сети: в день ее стало посещать меньше тинейджеров младшей группы.

Twitter, готовясь к собственному IPO, учел неудачный опыт Facebook. Ежемесячно в него заходят 218 млн пользователей, и это число продолжает стремительно расти. Но лучшим показателем своего успеха компания считает рекламный доход, который образуется каждый раз, когда кто-то просматривает или обновляет хронику (сейчас – около 0,8 доллара). Однако в отличие от Facebook, который был прибыльным уже на момент IPO, Twitter имеет совокупный дефицит в размере 418,6 млн долларов. Рост количества пользователей, которые посещают сеть в месяц, замедляется: в III квартале он в годовом отношении снизился до 39% с 69% годом ранее.

В первый день торгов цена акций Twitter подскочила на 73% – до 44,9 доллара, а целиком п­редприятие оценили в 24,9 млрд. Скептиков тем не менее нашлась масса. Президент и инвестиционный директор Sica Wealth Management LLC Джеффри Сика назвал оценку «абсолютным бредом»: «Это намного, намного выше того, что можно было бы назвать действительно стабильным открытием».

«Чистая» технологическая компания – та, которая производит технологии или формирует интеллектуальную собственность для такого производства. Например, ARM Holdings plc – одна из ведущих технологических фирм Британии (ее акции входят в FTSE и NASDAQ). Основана она в 1990-м и сегодня доминирует на рынке микропроцессоров для смартфонов и планшетов. Но ARM не выпускает и не продает эти комплектующие, а конструирует и лицензирует их как интеллектуальную собственность. Во время бума дот­комов (1999–2000 годы) ее капитализация на короткий период задержалась в районе 10 млрд фунтов. В последние годы ее оценивают несколько трезвее. Сейчас бумаги ARM стоят чуть больше 10 фунтов, но это не мешает некоторым аналитикам считать их переоцененными и рекомендовать к продаже, предсказывая спад котировок до 7,5 фунта. Потеря «запала» – результат «ослабления спроса на планшеты и смартфоны вкупе с увеличением в ассортименте доли более дешевых устройств», полагает аналитик Liberum Capital Джанардан Менон и ожидает, что на рынках смартфонов и планшетов ARM и других потеснит Intel Corporation.

Волокна успеха

Оптоволоконные технологии на какое-то время вышли из моды, но теперь готовы громко вернуться. Когда это произойдет, стоимость акций в секторе пойдет ввысь. По данным Cisco Systems Inc, последние пять лет интернет-трафик удваивался. Организаторы широкополосного доступа будут вынуждены призвать на помощь о­птоволокно, чтобы удовлетворить растущий спрос владельцев смартфонов и планшетов, пользователей YouTube, абонентов Netflix и вещателей, которые будут передавать изображение ультравысокой четкости. Каждый день к мировым системам беспроводного доступа подключаются 1,5 млн новых устройств на базе Android. К 2020 году в так называемом «интернете всего» будет 50 млрд устройств, прогнозирует Cisco. А немецкая фирма Bosch предсказывает, что в него будут посылать сигналы 7 трлн сенсоров.

Столь стремительный ход событий открывает путь для дальнейшего укрепления котировок у таких компаний, как Alliance Fibre Optic Products Inc. В минувшем году ее акции подорожали примерно вчетверо, и сейчас капитализация составляет 320 млн долларов. Аргументы для подобной оценки – 24% чистой маржи и 20,6% рентабельности собственного капитала. То есть с традиционными показателями у фирмы все в порядке.

Иногда технологические компании привлекают инвесторов, которые делают ставку на какое-либо сырье. У одного сырья перспективы понятны, другое же допускает множество немыслимых прежде вариантов использования. Например, графен, чей потенциал мы начинаем осознавать лишь сейчас, хотя открыли его в 2004-м. В Европе графеновую продукцию выпускают 30 небольших фирм, но ни одна из них еще не вышла на биржу. В США производителей графена не много, и их бизнес на нем не замыкается.

В Британии, однако, есть пара структур, через которые можно инвестировать в графен как
в commodity. Это Viscount Resources (действует из Гибралтара) и Graphene Trade. По их прогнозам, такие вложения должны приносить 15% годовых. Предложение графена значительно превосходит уровень его использования, и цена должна серьезно упасть: «с 800 долларов за количество, которого хватит на четырехдюймовую пластину, до каких-то центов за квадратный дюйм», как ожидает один из производителей.

Направляя рынки

Другой способ оценить перспективы технологической компании – рассмотреть ее потенциальный рынок. Американский рынок электронной торговли в сегменте B2B оценивается в 559 млрд долларов и, по данным Intellisys, задействован лишь на 7%. На Лондонской бирже в секции альтернативны­х инвестиций торгуются акции @UK. Основана фирма в 1999-м, но заметной становится только сейчас. Она разработала уникальное ПО, при помощи которого можно анализировать корпоративные расходы и сравнивать их с расходами конкурентов. Вдобавок предлагается платформа для экономии, встраиваемая в системы финансового управления бизнесом.

Вначале @UK нацеливалась на британский госсектор, но там технологии приживались медленно, и в августе компания вступила в трехлетнее эксклюзивное сотрудничество с Visa. В рамках этого сотрудничества покупателям будут возмещать часть средств, потраченных с карт платежного гиганта. Часть средств будет получать и @UK. Новая бизнес-модель называется cloudBuy, и развернут ее как в королевстве, так и за рубежом. Британской фирме она сулит регулярный доход от трансакций в противовес доходу от лицензий на ПО.

Дела налаживаются и еще у одной компании: Blinkx. Появилась она в 2004-м и с помощью патентованных поисковых технологий открывает интернет-пользователям доступ к более чем 800 партнерским сайтам с миллионами часов видео. Доход фирме приносит реклама, однако продавать ее напрямую не приходится. Акции Blinkx также торгуются в Лондоне, хотя бизнес ее сконцентрирован в США, и не за горами листинг на NASDAQ, который сделает бумаги доступнее и ликвиднее и привлечет внимание новых инвесторов.

Оценка акций технологических компаний будет проблематичной до тех пор, пока те фокусируются на потенциальной выручке, а не на тех доходах и прибыли, которые можно продемонстрировать. Хотя часто именно нереализованный потенциал придает заманчивости их «историям». В сравнении с доткомами современные технологические фирмы выходят на биржу более зрелыми, с более опытным руководством и более надежными бизнес-моделями. И все они могут похвастать ростом продаж и прибыли (кроме Twitter).

Множество крупных технологических компаний платят сегодня дивиденды, имеют низкие коэффициенты «цена/прибыль» и большие денежные резервы. Так что их акции, в целом оставаясь «ростовыми», дешевле многих традиционно «ценностных». И еще неясно, как рынок будет смотреть на эти бумаги, когда другие сектора восстановят прежние темпы роста, а процентные ставки пойдут вверх. 


Источник: SPEAR'S Russia №6(39)