Гражданство на продажу


Растущий спрос на альтернативное гражданство и ВНЖ порождает предложение: все больше стран разрабатывают программы по привлечению в ряды своих граждан состоятельных инвесторов. Однако экономические выгоды для государств от таких программ далеко не всегда очевидны, считает Мэделин Сампшен.

23.09.2015




Sumption_madeleine
Мэделин Сампшен

Директор миграционного наблюдательного совета Оксфордского университета

Сегодня все больше стран предлагают программы инвестиционной иммиграции, которые дают возможность получить гражданство или резидентство за существенный вклад в экономику государства. Рынок инвестиционной иммиграции обширен и охватывает широкий спектр вариантов – от «гражданства за наличные» до совершения инвестиций в местный бизнес или недвижимость.

Но какую пользу упомянутые программы приносят правительствам? В теории выгода стран очевидна. Правительства получают возможность направлять инвестированные денежные средства на социальные нужды, улучшение инфраструктуры или погашение дефицита. Программы могут использоваться для привлечения инвестиций, которые создают рабочие места в частном секторе. В небольших странах подобный доход весьма существенен.

На практике же политики зачастую выказывают недовольство в отношении полученных результатов. В то время как небольшие страны с масштабными инвестиционными программами привлекают солидные поступления, деятельность инвесторов в крупных странах (Соединенных Штатах или Великобритании) не более чем капля в море по сравнению с размером экономики.

Разработка программ с целью максимального увеличения экономической выгоды непроста, а убедительные доказательства их эффективности обычно отсутствуют. Великобритания предоставляет право проживания инвесторам, которые приобретают простые процентные правительственные облигации, – экономический эффект данной сделки для Великобритании стремится к нулю. Несколько европейских стран, в частности Латвия, Португалия и Испания, прописывают в требованиях лишь покупку жилой недвижимости. Выгода здесь также довольно ограничена, в выигрыше остаются разве что риелторы и агенты. Программы, требующие инвестиций в частный сектор (например, американская виза EB-5), немногим более перспективны. Но экономические последствия даже этой модели с трудом поддаются оценке. Легальные требования оказывают ограниченное влияние на инвестирование и реальное создание ожидаемого количества рабочих мест, в особенности с тех пор, как заявители имеют возможность забрать вложенные средства после получения постоянного вида на жительство или гражданства.

Наиболее очевидный экономический эффект обеспечивается теми программами, которые требуют наличных выплат в пользу правительства или национальных фондов развития. И хотя нет гарантии того, что правительство рационально распорядится полученными средствами, данная модель обладает двумя преимуществами перед альтернативными вариантами. Во-первых, правительства точно знают, куда расходуются деньги и на что они направляются. Во-вторых, взносы не подлежат возврату. Прозрачность такой модели делает ее противоречивой и непопулярной, обостряя общественные сомнения в уместности «продажи гражданства».

Не все инвестиционные программы можно в точности описать как «иммиграция». Одни не выдвигают никаких условий относительно сроков пребывания в стране, другие вменяют в обязанность лишь кратко­срочные визиты продолжительностью в несколько дней в году. При рекламе подобных программ основной упор нередко делается на возможности безвизового посещения других стран. Широко известные примеры: программы «Гражданство через инвестиции» Сент-Китса и Невиса и ряда других стран Карибского региона, которые стали относительно неплохими инструментами для безвизовых туристических и деловых поездок по всему миру. Большинству государств пришлось бы постараться, чтобы заманить инвесторов условием фактического проживания в стране.

Странам с минимальными требованиями к проживанию следует проявлять особую бдительность в целях защиты репутации своих программ. Строгая процедура проверки, призванная выявить заявителей с криминальным прошлым или вовлеченных в денежные махинации, помогает снизить репутационные риски, которые (при самом худшем раскладе) могут отбить у других желание разрешать безвизовый въезд гражданам данной страны. Процедура проверки гораздо более доскональная, чем большинство государств требуют для туристических или деловых виз. Однако и у нее есть свои ограничения, из-за чего невозможно полностью исключить риск одобрения неподходящих кандидатов.

Каково же будущее инвестиционных программ? Растущий спрос со стороны нового класса состоятельных людей, в частности из Китая, стимулирует активное развитие инвестиционных программ в обозримой перспективе. Правительства торопятся реализовывать новые программы, и практический опыт других стран будет приобретать все большее значение. Популярные юрисдикции с многолетними программами, такие как Австралия или Канада, в недавнем времени изменили свою политику по этому вопросу и сейчас ищут новые возможности для привлечения иммигрантов ради солидного экономического вклада. Правительства продолжают пересматривать пути инвестиционной иммиграции, на рынок выходят новые страны. Перед ними будет стоять непростая задача: сохранить целостность и репутацию программ, более наглядно демонстрируя их экономическую выгоду.



23.09.2015

Источник: SPEAR'S Russia #9(51)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз