Где в Европе жить хорошо?


Нужны ли нам мигранты? Если нужны, – то кто именно, сколько и на каких условиях? Эти вопросы остро стоят на повестке дня не только у сотрудников Российской миграционной службы, но и у их коллег из стран Евросоюза, Канады, Норвегии, Швейцарии и некоторых других.

22.02.2011




Mavrenkova
Екатерина Мавренкова

управляющий партнер Henley & Partners AG

Еще в 1999 году, на начальных этапах интеграции ЕС проблемы мигрантов обсуждались политическими лидерами на заседании Европейского Совета, проходившем в Финляндии, в Тампере. Тогда было решено разработать и утвердить единую политику по этому вопросу. Как первый шаг в нужном направлении Еврокомиссия в 2001 году предложила на рассмотрение стран – членов Евросоюза проект Директивы об условиях въезда и проживания на их территориях выходцев из третьих стран. Дальше дебатов дело не двинулось, так как мнения участников обсуждения слишком сильно различались. Прошло 10 лет, а «воз и ныне там». Миграционное законодательство и, что особенно, важно, – практика применения сходных положений закона по-прежнему существенно различаются в странах «единой» Европы.

Однако с началом мирового экономического кризиса наметился явный тренд в сторону облегчения правил въезда, получения вида на жительства и, в некоторых случаях, даже вступления в гражданство для иностранных инвесторов или состоятельных «пенсионеров», которые готовы тратить на территории страны проживания средства, заработанные за ее пределами.

Например, раньше в Великобритании инвесторы (минимальный размер инвестиции составляет 1 млн фунтов стерлингов) могли получить статус постоянного резидента лишь через пять лет легального проживания на ее территории при условии, что каждый год они проводили в стране в среднем не менее девяти месяцев. С апреля 2011 года Лондон собирается сократить требования по физическому пребыванию в стране до шести месяцев в год и, кроме того, состоятельным иностранцам будет предоставлена возможность получения статуса постоянного резидента через два года, если размер инвестиций составит 10 млн фунтов, или через три года, если размер инвестиций составит 5 млн фунтов. Для получения английского паспорта по-прежнему необходимо прожить в Великобритании пять лет и иметь статус постоянного резидента страны в течение как минимум одного года до подачи прошения о вступлении в гражданство.

С середины 2010 года недавно вступившая в Евросоюз Латвия выдает виды на жительство иностранцам, которые приобрели один или несколько объектов недвижимости на сумму не менее 141 тыс. евро в Риге или не менее 70,5 тыс. евро за пределами столицы. Вид на жительство выдается на максимальный срок в пять лет и является временным. Раз в год его владелец обязан лично перерегистрироваться в отделениях Управления по делам гражданства и миграции Латвии. По истечении первого пятилетнего срока действия вида на жительство иностранец может продлить его еще на пять лет, если сохранятся для этого основании, то есть, если он по-прежнему будет владеть недвижимостью на оговоренную законом сумму. Постоянный вид на жительство в Латвии по закону «Об иммиграции» может получить лишь тот иностранец, который непрерывно находился в Латвии в течение, как минимум, пяти лет до истечения срока действия последнего выданного ему временного вида на жительство. И в течение этих последних пяти лет он не должен отсутствовать в стране более одного года (в сумме), а самый продолжительный выезд не может превышать шести месяцев. Кроме того, претенденту на постоянный вид на жительство предстоит сдать экзамен на уровень владения латышским языком.

Достаточно легко оформляет виды на жительство иностранным гражданам Швейцария. Для этого они должны быть готовы платить определенную властями минимальную сумму налогов в год, не декларируя при этом доходы, получаемые вне пределов страны. И хотя эта «минимальная сумма» для выходцев их третьих стран, как правило, не устанавливается ниже 200 тыс. франков, возможность стать жителем Швейцарии (и приобрести недвижимость) на таких условиях привлекает многих состоятельных людей.

Австрия считает состоятельным человека, на счету которого в местном банке лежит примерно 100 тыс. евро. Сняв или купив жилье, оформив медицинскую страховку и собрав еще десяток справок и документов, обеспеченный иностранец может подавать заявление на получение вида на жительство. Проблема в том, что количество видов на жительство, выдаваемых ежегодно заявителям этой категории, жестко квотируется, и квоты выбираются в первые несколько дней нового года. Но теоретическая возможность стать резидентом Австрии все равно существует.
Нет сомнений, что при наличии достаточных финансовых ресурсов желающие могут без особых проблем изменить место жительства. Но как их примут на новом месте, в новой стране? В официальных документах Евросоюза это называется «интеграцией», которая основывается на принципе равных возможностей для иммигрантов. Существуют ли такие «равные возможности» на самом деле, и предпринимают ли правительства европейских государств какие-либо действия, для того чтобы провозглашаемые принципы из красивых слов превратились в реальность? Да, предпринимают, но их успехи в данной области существенно различаются.

MIPEX (Migrant Integration Policy Index) оценивает такие успехи по нескольким показателям: получение статуса постоянного резидента; отсутствие дискриминации по национальному признаку; наличие возможностей для воссоединения семьи; доступ к рынку труда; участие в политической жизни страны и получение гражданства. С практической точки зрения наиболее важными можно считать три из них:

  • Насколько легко и быстро иммигрант может получить постоянный вид на жительство, предоставляющий ему все права гражданина, кроме права голосовать на выборах;
  • Как скоро он может стать гражданином, если этого захочет?
  • Не будут ли он и его семья страдать от дискриминации в самых разных ее проявлениях?

По этим трем показателям лучше всего дела обстоят в Швеции и Португалии. На «втором месте» находятся Бельгия и Канада (которая не входит в Евросоюз, но интерес к ней у потенциальных иммигрантов не угасает уже пару десятков лет), а на «третьем месте» – Англия. Все остальные страны могут рассматриваться как комфортные лишь с большой натяжкой. Но если мы добавим в список показателей уровень налогообложения личных доходов и капитала, то Швеция немедленно выпадет из тройки лидеров. До начала 2010 года выпала бы и Португалия, но теперь у желающих переселиться в страну есть возможность получить статус «non-habitual resident» и существенно облегчить свое налоговое бремя на ближайшие 10 лет.

Итак, сегодня в Европе состоятельных иностранцев любой национальности «с нетерпением» ждут только Португалия, Бельгия, и Англия. Но если вам нравится другая страна, то почему бы не попробовать?



22.02.2011

Источник: PBWM

Комментарии (5)

Vadim 09.01.2012 21:22

Henley & Partners AG - самозванцы, компания с весьма сомнительной репутацией.
Выдают себя за адвокатскую компанию.
Развод по-швейцарски, господа.

Горожанин 22.02.2011 18:57

Что бы там ни говорили, в житейском смысле дружелюбных к мигрантам стран в Европе нет. Если не обращать на это внимание, то лучше всего в Бельгии и Швейцарии. Англия, как основная страна, удобна тем, у кого на нее завязан бизнес.

DDD 22.02.2011 17:02

О Португалии этот автор здесь уже писал. Там все очень и очень хорошо. http://pbwm.ru/articles/strana-druzhestvennyh-nalogov

Валентина 22.02.2011 16:41

А меня интересует Португалия. И вообще хотелось бы побольше таких полезных и практических статей.

Stipin 22.02.2011 12:59

Я понимаю, что Франция - это не налоговый рай, но можно ли узнать, какие там условия для потенциальных резидентов-инвесторов?


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз