Естественный отбор


Удешевление нефти сначала выльется в еще большее замедление мировой инфляции, а уже затем – в ускорение роста ВВП. Тут есть о чем поволноваться не только энергетическим компаниям, но и центральным банкирам, полагает Гай Монсон.

19.05.2015




© East News/Ikon images


Для инвестиционных рынков прошлый год не всегда складывался хорошо. Летом повысились «хвостовые» риски (неопределенность вокруг мировой ситуации с ликвидностью, угроза дефляции в Европе и повышение геополитических рисков). Некоторые из них никуда не делись (особенно украинский), однако зимой в Европе и Японии начались новые раунды количественного смягчения, и на фоне падения цен на нефть несколько прояснились рыночные перспективы.

Всего за шесть месяцев баррель нефти подешевел на 40 долларов, и последствия этого спада будут серьезно влиять на рынки почти весь 2015-й. Крупным ее потребителям из развивающегося мира падение однозначно выгодно. Оно позволит значительно улучшить торговые балансы, «зацементирует» пониженную инфляцию и поможет компаниям резко нарастить рентабельность.

В общем, 2015 год сулит много хорошего развивающимся рынкам, однако разрыв между «победителями» и «проигравшими» будет большим. Первыми окажутся «чистые» потребители энергоресурсов и те, кто действительно уделяет внимание эффективности и реструктуризации госпредприятий (Индия, Китай и Индонезия имеют здесь все шансы), а последними – те производители сырья, чье политическое устройство не позволяет легко приступать к реформам (Россия, Бразилия, ЮАР).

За счет скорости и масштаба обвал цен на нефть принес много негатива и с краткосрочной точки зрения. Не только энергетические компании, но и центральные банкиры будут волноваться, что удешевление нефти сначала выльется в еще большее замедление мировой инфляции, а уже затем – в ускорение роста ВВП. Более того, сейчас весьма вероятно, что значительную часть Европы охватит дефляция. В Бельгии, Греции и Швеции квартальные показатели уже отрицательные. Пугающе похожи проблемы Японии, где экономический рост резко сменился спадом, а базовая инфляция снова негативная.

Дефляционные риски известны своей опасностью для стран с высоким уровнем долга. Поэтому снижение кредитных рейтингов Японии и Италии, еще одного крупного должника, не стало большим сюрпризом. Инвесторам следует быть осторожными при выборе эмитентов суверенных долгов, а также необходимо стремиться повышать качество кредитных портфелей.

Рыночные ставки

В итоге, однако, если слова глав центробанков станут реальностью, финансовые рынки должны снова выиграть. Недавнее понижение кредитных и депозитных ставок Народным банком Китая было задумано как сюрприз для рынков (опередив ожидания, меры прибавили в эффективности). Это начало цикла смягчения, и китайский ЦБ наверняка снизит резервные требования. Местные рынки активов могут порадоваться.

В Японии же не только расширена программа количественного смягчения, но и растет открытая поддержка количественного и качественного смягчения внутри центрального банка. ЕЦБ между тем анонсировал в январе планы выкупа активов на 60 млрд евро в месяц, это придает вес словам его президента Марио Драги, заявившего, что и он и банк сделают «то, что должны, чтобы как можно скорее повысить инфляцию и инфляционные ожидания».

Также в будущем году в ЕЦБ изменится система голосования, и традиционно консервативная и медлительная Германия на одно-два заседания останется без голоса. В совокупности это должно поспособствовать продлению периода щедрой ликвидности и супернизких процентных ставок.

Британская инфляция, как ожидается, в ближайшие шесть месяцев в целом продолжит снижаться (в направлении 1%). Повышенные политические риски также играют свою роль, и процентные ставки вряд ли поднимут ранее лета 2015-го.

Разворот доллара

От поддержания потока ликвидности и сохранения низких процентных ставок будут выигрывать акции мировых компаний с доходностью выше средней, инвестиционные фонды недвижимости, отдельные инфраструктурные инвестиции и американский доллар. Впрочем, как мы в Sarasin подозреваем, где-нибудь в первой или начале второй половины 2015-го европейский экономический рост может в конце концов стабилизироваться, как, по сути, произошло весной 2013-го в Британии. Затем, на наш взгляд, доллар развернется, а мировые рынки акций обгонят наконец S&P500.

Часть ключевых «хвостовых» рисков снизилась в последние месяцы. Это не значит, что рыночной неопределенности пришел конец. Но для рисковых активов конъюнктура становится благоприятнее, и тем мировым инвесторам, которые охотятся за долгосрочными трендами, снижение упомянутых рисков должно сыграть на руку.

Более того, к концу 2015-го мировые экономики могут снова начать расти в унисон. Однако учитывая опасную, как кажется, низость ставок, даже тогда может оказаться пора стряхнуть пыль со старых книг о «золотых жуках» и начать долгий процесс снижения рисков, связанных с акциями и кредитными инструментами. Но пока рано.


Гай Монсон – инвестиционный директор и управляющий партнер Sarasin & Partners.



19.05.2015

Источник: SPEAR'S Russia #5(48)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз