Дверь в прекрасное будущее
Какие технологические направления обманут наши ожидания, а какие действительно изменят мир? Где нужно инвестировать сейчас, а где лучше оказаться через 15 лет? Наконец, зачем хорошему стартапу и сильному венчурному фонду Сбербанк? Ответы на эти вопросы знают в Fort Ross Ventures.
Люди, как известно, переоценивают влияние новых технологий на ближайшее будущее, зато сильно недооценивают их в долгосрочной перспективе. Всему виной наша природа – мы постоянно живем с завышенными ожиданиями, а когда революция все-таки случается, то большинство успевает к ней привыкнуть и воспринимает ее, как должное и обыденное. Так было с интернетом, мобильной связью, социальными сетями. То же самое происходит сейчас с блокчейном, искусственным интеллектом, виртуальной реальностью и другими технологиями.
Предсказания давать сложно, но уже сейчас ясно, что на горизонте трех-семи лет очень сильно поменяются такие области, как HR (управление наймом, HR-циклом), EdTech (обучение, в особенности высшее и корпоративное), использование предиктивных методов анализа данных (как на производстве, так и в банковской, страховой деятельности, медицине). Очень большие изменения произойдут в том, что называется enterprise business process software. В общем, те сферы, которые, по сути, первыми подверглись автоматизации, сейчас уже устарели.
Вместе с тем, ожидания от AI (искусственного интеллекта), массовой роботизации профессий (таких как повар, водитель, учитель) не оправдаются. На вашей кухне скорее всего не появится универсального робота, готовящего и убирающего за собой. Не появится за это время и массовый автономный пассажирский транспорт, дроны не станут массовым явлением в доставке, а VR/AR не будет массовым продуктом ежедневного пользования. Я бы не ждал и массового появления новых маркетплейсов – потенциал, который им дали смартфоны и мобильный интернет, почти исчерпан.
Однако мы верим в прогрессивное развитие всей индустрии развлечений – от киберспорта до обычного спорта, представлений, нового вида кинотеатров, интегративных игр и тому подобного.
Для большего сдвига в развитии маркетплейсов должна появиться принципиально новая инфраструктура – основой для нее могут служить голосовые помощники, которые сейчас набирают обороты, и нейроинтерфейсы, которые только еще тестируются в лабораториях.
Потеря энергетики
Понятно, что независимо от судьбы конкретных направлений венчурная индустрия находится на подъеме. Доказательством этому служит все возрастающая конкуренция, которую испытывает Кремниевая долина. Еще недавно соперничать с ней казалось бессмысленным, но сегодня в борьбу за умы и деньги включается все больше городов.
Есть очевидные центры, такие как Шанхай, Сингапур, Гонконг, Лондон, Нью-Йорк или Берлин (в этот список быстро развивающихся венчурных столиц я бы включил и Москву). А есть и локальное давление, которое Долина испытывает со стороны Сан-Франциско, Юты, Денвера, Феникса и Лос-Анджелеса.
Конкуренция обусловлена ситуацией в самой Долине – баснословно дорогая жизнь, плохая инфраструктура – мало офисов, плохой жилищный фонд и дорогое обслуживание.
Компании массово уходят в другие места. Основатели, оставаясь в Долине сами, нанимают штат где угодно, но только не здесь, а сотрудники теряют лояльность.
Разумной стратегией для инженера сегодня считается двухлетняя работа в компании, получение несгораемого опциона в 2% и переход в следующий стартап. Таким образом, за 10 лет инженер получает доли в пяти бизнесах и сильно повышает свои шансы на хороший exit хотя бы в одной из них.
Масло в огонь подливают и гиганты индустрии – борьба за таланты часто приобретает почти анекдотический характер. Для того чтобы это разглядеть, достаточно прийти в Facebook или Google и убедиться, в каких условиях там работают люди.
Вместе с талантами Долина теряет и свою энергетику. На мой взгляд, через 15–20 здесь будет не Мекка для талантливых гиков со всего мира, а Wall Street Западного побережья. Ничего страшного, инвесторы и гики встретятся друг с другом в других местах.
Правильные деньги
В связи с этим важно понять, что происхождение не должно никому мешать работать, русский не значит плохой. Ежедневно наблюдая за процессом и будучи его частью, я не замечаю никакой аллергии ни на русские деньги, ни на русских основателей в Долине. Стартапы вообще всеядны и оппортунистичны по своей природе. Они возьмут доллар у того, кто принесет им больше пользы. Также и инвесторы вложатся в тех, кто, по их мнению, имеет больше шансов на рост и успех.
Важно другое – денег в Долине много. И чтобы конкурировать, одних денег недостаточно, нужно давать что-то большее. И, мне кажется, мы научились это делать. Мой совет инвесторам очень прост. Если вы хотите инвестировать ради выгоды – кладите деньги в топовые венчурные фонды – топ-20 фондов в США, топ-5 в Израиле. У них отличные позиции для того, чтобы и дальше приносить хорошую доходность. Если у вас нет такой возможности, работайте с теми, у кого она есть.
По сути, венчурные капиталисты отличаются друг от друга только тремя атрибутами.
Первый и основной – получение доступа к лучшему пайплайну. Лучший пайплайн не означает «только самые хорошие сделки», а означает «все сделки, которые есть на рынке». Sequoia может проинвестировать в любой стартап, ей доступны все компании на рынке. Сила бренда и связи в венчурном бизнесе – это самый главный ресурс.
Второй атрибут – это умение команды отличать хороший проект от плохого. Для этого нужны навыки и опыт. Но он не сильно отличается – у топового фонда навыки не выше, чем у 100-го.
Наконец, третий атрибут – это умение раскрутить и продать компанию, причем продать даже не самую успешную компанию. Здесь также первостепенное значение имеют связи. Вообще значение социальных связей и коммуникации в венчурном бизнесе сложно переоценить.
Правила жизни
Мы инвестируем исключительно в трех географиях – США, Израиле и России (правда, в РФ мы пока не сделали ни одной инвестиции).
В периметр наших интересов входят такие темы, как автоматизация бизнес-процессов, маркетплейсы, AI/ML- приложения, аналитика больших данных (включая медицину и life style), кибербезопасность, технологии для маркетинга, travel и HR и конечно же FinTech.
У такого подхода есть четкая основа. Мы хорошо понимаем эти индустрии, а у Сбербанка – нашего партнера и одного из ключевых инвесторов – есть к этим направлениям особый интерес. Банк активно развивает собственную экосистему, предлагая розничным и корпоративным клиентам все больший набор сервисов и продуктов. Кроме того, Сбербанк – очень большой работодатель, рекламодатель и пользователь различных инфраструктурных решений. В нашем случае он выступает в трех лицах – как инвестор, как партнер для проведения due-diligence и как клиент и партнер для наших портфельных компаний.
Зачем это нужно фонду? В банке работают суперспециалисты в интересных нам областях, благодаря им мы получаем прекрасную экспертизу. Вдобавок партнерство со Сбербанком – это наш ключ к сердцу стартапов, в которые мы хотим вкладывать. Инвесторов много не нужно – нужны хорошие, а вот клиентов мало не бывает. Стартапы избалованы вниманием прессы, но не вниманием клиентов – работа, в особенности с крупными и крупнейшими клиентами, нигде в мире не дается стартапу легко. Начинающие предприниматели тратят очень много времени и сил, чтобы привлечь внимание клиента, завоевать его доверие и, наконец, получить свой долгожданный контракт. Представьте себе теперь ситуацию, в которой клиент сам приходит к стартапу, просит сделать пилот, развернуть решение почти невозможно.
Все это рождает синергию и добавляет эффективности. Мы совместно ищем стартап – иногда хорошие решения подсказывает нам Сбербанк, иногда наоборот, совместно начинаем с ним работать – отыскиваем общие интересы и завоевываем доверие друг друга. Когда приходит время поднимать деньги, стартап, как правило, принимает решение взять их у нас. Так мы попадаем в число привилегированных инвесторов в клубных, закрытых сделках.
Как правило, молодые перспективные компании, которые нас интересуют, получают больше предложений, чем они готовы принять. Доказать стартапу свою ценность нужно очень быстро. Наше преимущество в том, что мы открываем ему дорогу на российский рынок. Может показаться, Россия сейчас никого не интересует, но это не так. Россия – самая большая и активная интернет-аудитория в Европе, в России много крупных и средних предприятий, поэтому каждому стартапу интересен местный рынок.
Однако для западной компании он может показаться непонятным и сложным, со своими традициями, особенностями и правилами игры. Все это затрудняет вход. Но ситуация полностью меняется, когда вас приводят на такой рынок «за ручку», помогают с поиском талантливых инженеров и локализацией продукта, обеспечивают взаимовыгодные партнерства с интеграторами, а главное дают такого партнера и клиента, как Сбербанк.
Мы единственные, кто предлагает стартапам такой пакет услуг, именно поэтому у нас получается инвестировать в по-настоящему горячие компании. Выбранные нами раунды и география также не случайны.
Нас и Сбербанк хорошо знают, доверяют и уважают на рынке США и Израиля. У Сбербанка отличная репутация в Долине – частые поездки команды банка и обмен опытом не прошли даром. А для израильских компаний, учитывая корни многих местных стартаперов, российский рынок вообще может считаться приоритетным.
Простое объяснение есть и у выбора момента для входа. Мы пропускаем ранние раунды, потому что у компаний еще нет достаточно ресурсов для завоевания такого рынка, как российский. На более поздних стадиях мы уже не представляем для них столь большой ценности.
Эти правила и обстоятельства позволяют мне надеяться, что мы находимся в нужное время и в нужном месте. Наш портфель, как Фонда-1, так и Фонда-2, это подтверждает.
А главное, сделка за сделкой нам становится проще рассказывать о себе, потому что мы можем продемонстрировать сделанное, и наши портфельные компании говорят за нас и о нас.
Виктор Орловский – управляющий партнер Fort Ross Ventures
Дом отдыха
По оценкам ООН, к 2050 году 25% населения Земли пересечет 60-летний рубеж, при этом доля тех, кому больше 80, утроится и достигнет 425 млн. Дома престарелых, жизненно необходимые для стремительно стареющего населения, являются тем самым типом недвижимости, который может оказаться в наибольшем выигрыше.
Оценка за поведение
Чтобы сформировать клиентский портфель инвестиций, который в дальнейшем не разочарует в любых превратностях рынка, банкиру стоит учесть поведенческие особенности своего клиента. Именно с этой целью Sberbank Private Banking встраивает в свою новую модель риск-профилирования новейшие методики поведенческих финансов.
Большие перемены
Индустрия управления крупным частным капиталом проживает интересную трансформацию. Многие тренды наметились относительно давно, но под влиянием катализаторов (политические события, новые технологии, законодательные инициативы) преображаются или получают новую жизнь. Для частных банков очень важно не только определять эти тренды, но и предсказывать их для того, чтобы вносить корректировки в свои бизнес-модели. Это необходимо, чтобы понять, каким образом создавать лучший клиентский опыт.
Оставить комментарий