Дела семейные


Статистика неумолима: 2/3 семей теряют унаследованное состояние уже во втором поколении, а в третьем переданный капитал сохраняется лишь в одной семье из десяти. Как не допустить попадания своих потомков в число представителей этих девяти? Одно из эффективных решений – выстраивание внутри семьи бизнес-отношений в вопросах наследования и управления капиталами, считают Светлана Мейер и София Куленкова.

19.11.2013





Вопрос наследования и передачи состояний еще совсем недавно не входил в число важных и приоритетных для российских хайнетов. Период первоначального накопления капитала при активном росте экономики не оставлял ни возможности, ни желания думать, что ничто не вечно. Но поколение наследников постепенно вырастало, и сегодня все чаще перед главами семей встает вопрос, как грамотно передать активы следующим поколениям, как защитить благосостояние и приумножить его в дальнейшем.

Задача эффективной и целостной передачи состояния волнует умы хайнетов не одно поколение. Еще Томас Манн на рубеже ХIХ–XX столетий в своем романе «Будденброки. История гибели одного семейства» описал историю жизни, взлета и упадка четырех поколений состоятельной семьи торговцев. Как известно, семейство Будденброков не смогло сохранить свое богатство, и реальная жизнь преподнесла нам не один похожий печальный пример.

Исследования подтверждают: 9 из 10 обеспеченных семей теряют свое состояние к третьему поколению. Во втором поколении остается, как правило, 30% от первоначального капитала, в то время как к третьему поколению показатель снижается до 10%. По данным опросов главы семей, среди факторов, которые могут препятствовать успешному сохранению капитала, выделяют следующие: на первом месте – инвестиционные риски, на втором – волатильность и непредсказуемость рынка, затем – политические и налоговые риски. При этом плохие отношения в семье, отсутствие правильной коммуникации и должной подготовки наследников стоят на последнем месте в списке.

Вместе с тем исследования показывают, что в более чем половине случаев неудачи происходят из-за отсутствия доверия и правильной коммуникации в семье, а в 25% – из-за неподготовленности наследников. Ошибки же в финансовом и налоговом планировании составляют ничтожную часть.

Управление преемственностью

Предприниматели, создавшие капитал с нуля, в большинстве своем не оглядывались назад, что позволило им выработать характер, упорство, терпение и понимание того, что полученные дивиденды стоили вложенных усилий. Но они также убеждены, что их детей ждет жизнь, полная еще больших возможностей, так как им не придется начинать с нуля, у них уже будут хорошее образование и отличный задел на будущее.

Что происходит, когда одно поколение настолько успешно, а мотивация работать, зарабатывать и грамотно инвестировать у потомков практически отсутствует? Почему же 2/3 семей теряют унаследованное состояние во втором поколении, а в третьем состояние сохраняет только 1 семья из 10?

Самая актуальная проблема, с которой сталкиваются семьи, задумывающиеся о планировании преемственности, – это проблема грамотного управления. Когда дело касается бизнеса и консолидации активов крупного холдинга, вопрос управления бизнес-активами всем понятен и не вызывает сомнений. С управлением семейными активами дело зачастую обстоит сложнее. Многие российские бизнесмены подчас не задумываются о разделении личных и деловых активов.

В основе эффективного управления лежит грамотное построение процессов. Хотя члены семьи могут и не вовлекаться в повседневные дела бизнеса, послужившего основой благосостояния, это не означает, что нельзя рассматривать само передаваемое по наследству состояние как комплекс предприятий. Операционная деятельность такого предприятия требует дисциплины, распределения ролей и принципов, которые применяются в бизнесе, с тем чтобы обеспечить передачу источников благосостояния от поколения к поколению. Как и любой бизнес, это предприятие должно иметь четкое видение, план и набор элементов управления, включая независимых членов совета директоров, попечителей и консультантов.

В процессе диверсификации активов семьи при принятии тех или иных решений следует учитывать, с какой целью и в чьих интересах происходит инвестирование, как это отразится на целях семьи и насколько ее члены подготовлены к последствиям тех или иных решений. Эффективное управление помогает создать своего рода дорожную карту, призванную помочь в решении вопросов, какое определение можно дать данной конкретной семье, каковы ее цели и ограничены ли они исключительно монетизацией стоимости активов, а также решить вопрос коммуникации и обеспечить защиту активов.

Создать эффективную структуру по управлению благосостоянием – это сделать нечто большее, нежели просто нанять менеджера по инвестициям или учредить family office для управления личными активами семьи. Управление позволяет распределить роли каждого члена семьи, решить, как происходит процесс финансирования тех или иных нужд, а также разграничить ответственность за принятие решений.

Эти вопросы требуют структуры для стратегического принятия решений и вдумчивого обмена идеями.

Конечно, некоторые семьи могут решить все эти вопросы неформально, на семейном совете, если у них есть коллегиальность, чтобы вместе все обсудить и прийти к единому мнению за ужином. По мере того как семья расширяется, зачастую постоянно собираться и что-то обсуждать становится невозможно даже по географическим причинам.

В России предприниматели, создавшие состо­яние, склонны самостоятельно принимать решения в отношении того, как будут расходоваться их накопления, не вовлекая в этот процесс членов семьи. И этот подход находит повсеместное отражение в тех структурах, которые они учреждают.

Передача по наследству активов тем, кто к этому не готов, может нанести больший вред, чем пользу. Многие хотят обеспечить своим детям достойное существование, но далеко не все заранее задумываются о том, как это сделать грамотно и структурированно. А между тем деньги, которые раньше были благом для семьи, в какой-то момент могут стать ее же проклятием.

Структуры управления наследством

Структура управления – это необязательно family office или траст. Многие трастовые структуры были созданы достаточно давно для защиты активов и последующей передачи кругу бенефициаров. При создании траста потребности бенефициаров, а также неотъемлемые сложности, которые возникают с развитием бизнеса, не всегда могут быть учтены изначально.

В России бытует мнение, что структурирование активов происходит исключительно для оптимизации налоговых последствий для учредителя и бенефициаров. Однако как показывает международный опыт, налоги не основной, хотя и очень важный компонент.

Кроме того, с налоговой точки зрения траст также не всегда оказывается эффективным инструментом налогового планирования и в ряде юрисдикций может попросту игнорироваться для целей налогообложения, что создает не самые благоприятные налоговые последствия
и к тому же усложняет процесс подачи налоговой отчетности.

Также не стоит забывать, что трастовые управляющие, как правило, достаточно близки к семье, но для эффективного управления необходимо, чтобы часть органов оставалась независимой. Лояльность семье – очень важный компонент при управлении и сохранении активов, который крайне ценен, но не должен каким-либо образом влиять на финансовую устойчивость и материальное благосостояние семьи. Одновременно в случае с трастами нередки ситуации, когда члены семьи оказываются не удовлетворены решениями управляющих, считая, что не получают справедливой доли активов, или полагая, что управляющие не обеспечивают достаточного уровня сохранности активов, переданных в управление.

Альтернативой может стать создание частного фонда или частной трастовой компании, которые смогут обеспечить более гибкую структуру управления в сравнении с классическим трастом.

За столом переговоров

Впрочем, какую бы структуру ни выбрал глава семьи для передачи благосостояния потомкам, очень важно, чтобы профессиональные управляющие были помощниками и консультантами семьи, которая может собираться за столом переговоров для открытого диалога. Такая структура семейного управления предусматривает кворум для обсуждения и принятия определенных решений и позволяет членам семьи воспринимать друг друга как напарников или коллег, а не только как брата, сестру, мать или отца.

Уже сейчас в российской практике встречаются семейные советы, которые принимают коллегиальные решения, учитывающие интересы и пожелания всех ее членов. В международной практике даже распространено подписание всеми заинтересованными сторонами соглашения, которое не имеет юридической силы, но является основой для построения упомянутых ранее бизнес-процессов.

С чего же начать? Ведь порой сложность семейных отношений может превратить создание структуры управления в нечто невыполнимое или требующее титанических усилий. Управление может начинаться и с малых шагов. Например, с отделения части активов или определенной суммы от других инвестиций и привлечения к процессу принятия решения о дальнейшем распоряжении этим активом членов семьи и советников.

Наконец, управление может начаться с простого приглашения людей к столу переговоров, чтобы уже на берегу определиться с целями и задачами семьи на будущее, ролью каждого заинтересованного лица в этом нелегком процессе и не попасть в печальную статистику упадка преемственности поколений.

Атлас

Материалы по теме



София Куленкова
старший консультант группы оказания услуг частным клиентам компании «Делойт»
Светлана Мейер
партнер "Делойта", руководитель группы оказания услуг частным клиентам
19.11.2013

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.