Чужой среди своих
Семейный бизнес прекрасен своим особым духом и тесными связями внутри компании. Но эти же факторы могут и погубить его. Как близость рождает презрение, изучала Джулия Камбьери.
Если бы Питеру Торнтону пришлось сравнивать период своей работы в семейной кондитерской фирме с одним из ее продуктов, то он, наверное, выбрал бы горький шоколад с твердой начинкой. Питер, представитель третьего поколения семьи Торнтон, возглавлял совет директоров компании, но однажды, вернувшись из отпуска, обнаружил, что коллеги по совету, состоящему исключительно из членов семьи, поставили его в такое положение, что ему не оставалось ничего, кроме как сложить полномочия. Родственники контролировали большую часть акций, и шансов сохранить место у Питера не было.
«Это был прекрасный бизнес, от работы в котором я получал большое удовольствие. Единственная проблема: мы всегда находились в состоянии конфликта», – говорит бывший глава компании. Ему хотелось пригласить независимых директоров и ряд профессиональных консультантов, но семья воспротивилась.
И, похоже, Торнтону стоит радоваться, что дело ограничилось изгнанием. В других семьях из-за распрей проливалась кровь. В 2012 году в перестрелке погибли братья Чадха – Гурдип Сингх (по прозвищу Понти) и Хардип, совладельцы индийского конгломерата Wave, у истоков которого стоял их отец. Предметом разногласий предположительно стали семейные активы. Там было за что бороться: холдинг Wave занимался различными направлениями – от управления недвижимостью до производства сахара и напитков.
Ставки велики в любом бизнесе, но для семейного характерны излишняя чувствительность и склонность драматизировать ситуацию. «Любой семейный бизнес – это эмоции, – полагает сооснователь и управляющий директор Withers Consulting Group Кен Маккракен. – Владельцам здесь нужна не только финансовая доходность, но и эмоциональная. В этом и сила их предприятий».
Родовая вражда
Однако в этом и их слабость: конфликты, разочарования и вероломство – что может быть страшнее? Джоанн Нортон из Family Business Consulting Group соглашается: «Если в семейном бизнесе нарушается обещание, неважно, прямое или нет, последствия могут быть серьезными». Узы разрываются кровные.
Так что же происходит, когда предается верность? Могут ли пережить измену семейные предприятия и сами семьи? По словам Питера Лича, консультирующего семейные предприятия, его клиентам справиться легче, чем другим компаниям. «Время может залечить их раны. У столкнувшихся с вероломством вне семей подобных стимула и привилегии нет, – отмечает он. – Семьи лучше приспособлены к таким ситуациям и умеют приходить в себя после шока».
Семейная реакция зависит от калибра предательства и бывает трех видов: примирение, вызванное желанием; примирение, вызванное необходимостью; разрыв. Наиболее вероятно, что семья попытается наладить отношения, считает Лич, ведь это в интересах каждого. «Скажем, если долями в семейном предприятии управляет траст, то уйти может оказаться непросто, – поясняет Кен Маккракен. – Или нужно быть готовым к последствиям».
К счастью, лучшими друзьями быть необязательно, уточняет он: отношения должны оставаться хорошими настолько, насколько требует бизнес. «Чтобы у семейного предприятия был доступ к капиталу, собственникам нужно уметь вести себя ответственно, – рассуждает Маккракен. – Даже если вы не в силах говорить друг с другом, совладельцами быть все равно можно».
Но, как свидетельствует практика, и разрыв способен дать положительный результат. Так родилось множество успешных компаний. Например, adidas и Puma, которые появились после Второй мировой, когда братья Адольф и Рудольф Дасслеры решили разделить семейное предприятие по выпуску обуви. Среди относительно недавних примеров – вынужденный уход из McCain Foods Уоллеса Маккейна и покупка им Maple Leaf Foods. Любопытно, что и братья Дасслер, и Маккейн оставили свои компании детям.
Скованные одной цепью
Последний вариант – примирение – полезен не только для враждующих, но и для их отпрысков. «Психологи считают, что обида может жить три поколения», – рассказывает Джоанн Нортон. Если дети двух родственников изо дня в день вкушают яд, то и внуки, скорее всего, будут ненавидеть друг друга. Но чтобы понять это, нужна эмоциональная зрелость, считает Нортон. Во многих случаях, добавляет она, разумно пригласить независимого советника и задуматься над составлением семейной конституции или правил, которые бы прояснили, чего от кого ожидают.
И все же бывают ситуации, когда хотя бы одному участнику конфликта стоит выйти из семейного бизнеса. Если преступаются этические рамки, например, один член семьи соблазняет супругу или супруга другого или крадет из семьи деньги, то, может, и держаться особенно не за что, и как минимум одной из сторон семейное дело лучше бросить. Если родственники презирают друг друга, самым правильным будет разойтись, подтверждают в книге «Управление конфликтами в семейном бизнесе» Кент Роудс и Дэвид Лански. «Расставаться нужно так, чтобы это отнимало как можно меньше денег и эмоций», – комментирует Маккракен.
Питер Торнтон говорит, что хотел избежать длительного эмоционального разрыва и о мести никогда не думал: «Мстить – затея глупейшая. Это ничего не решит, а, наоборот, сделает все только хуже».
Целесообразнее передохнуть и направить энергию в другое русло. «Дайте мыслям успокоиться, – советует Торнтон. – Наше сознание – удивительная штука. Оно само найдет ответ». Могут пройти годы, прежде чем это случится. По крайней мере, у Торнтона так и было: недавно он запустил новую компанию, Dermatuff, которая производит носки, защищающие кожу от повреждений.
Похоже, что из сложившейся ситуации Питер Торнтон вышел весьма удачно. Как заключает Джоанн Нортон, «можно открыть новый бизнес, а вот семья на всю жизнь одна».
Самнер Редстоун, глава династии, которая владеет CBS и Viacom, поначалу был готов оставить активы дочери Шари, но затем изменил мнение, в результате чего возник конфликт. Какое-то время они с Шари общались исключительно через адвокатов и по факсу.
Джина Райнхарт, горнопромышленница, занимающая пятое место в списке богатейших женщин мира, удостоилась от трех из четырех своих детей упреков в злоупотреблении положением единственного доверительного управляющего семейным трастом. По ее же словам, те «явно не подходят» для подобной работы.
Источник: SPEAR'S Russia №5(38)
С акцентом на семейном банкинге
Забота об интересах не только самого клиента, но и членов его семьи – очевидный и набирающий обороты тренд. Выйдя за рамки private banking, он становится все более распространенной практикой в сегментах Top Affluent и Affluent, констатирует начальник управления по работе с премиальными клиентами Private Banking ВТБ Дмитрий Титов.
Александр Хенкин: «Работа с крупным капиталом прежде всего искусство»
Как изменился премиальный сегмент, какие активы интересны состоятельному инвестору, в чем преимущества работы с небольшими компаниями, WEALTH Navigator рассказал генеральный директор инвестиционной компании General Invest Александр Хенкин.
От риска – к простым и понятным инвестрешениям
Александр Икрянников, директор направления частного банковского обслуживания банка ДОМ.РФ, – о том, как индустрия private banking и состоятельные клиенты справляются с последствиями недавних вызовов и чего ждут от ближайшего будущего.
Неизбежный рост
Российские хайнеты не потеряли интереса к инвестициям, и по всем показателям у рынка управления активами есть хорошие долгосрочные перспективы. Генеральный директор УК «Первая» Андрей Бершадский собирается бороться за лидерство на этом рынке и объясняет Wealth Navigator, как он построит на нем российский Blackrock.
Оставить комментарий