Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/chestnoe-milliarderskoe
Дата публикации 17.05.2013
Текст: Анна Ким
Рубрики: Благотворительность , HNWI
Напечатать страницу


Честное миллиардерское


The Giving Pledge – «клуб» миллиардеров-филантропов, готовых пожертвовать на благо общества более половины своих состояний – существует менее трех лет. За это время список участников превысил 100 человек, и его стали пополнять не только американцы, но и богатейшие предприниматели из других стран. Какая мотивация и философия объединяют всех этих людей, выяснила Анна Ким.

Марк Цукерберг


Успех движения The Giving Pledge («Клятва дарения») обеспечивается не только безусловным авторитетом и харизмой инициаторов – Уоррена Баффета и Билла Гейтса, но и самими принципами, положенными в ее основу. Легендарный инвестор и основатель Microsoft лично встречаются с потенциальными членами «клуба» и обсуждают с ними возможность присоединения к кампании.
С одной стороны, ее участники не связывают себя никакими юридическими обязательствами – только моральными. По сложившейся традиции, каждый из них пишет письмо, в котором выражает готовность поддержать движение.

С другой стороны, «Клятва дарения» – это публичная декларация, получающая широкую огласку. Основатели бизнес-империй и продолжатели известных династий дорожат своей репутацией – как прижизненной, так, вероятно, и посмертной – и едва ли захотят войти в историю людьми, не сдержавшими слово. К тому же нарушенное обещание бросило бы тень не только на нарушителя, но и на его наследников.

Участие в The Giving Pledge не предполагает соблюдения каких-либо жестких сроков: передавать состояние в дар можно как в течение всей жизни, так и после смерти. Миллиардеры также полностью свободны в выборе формы передачи и целей благотворительной деятельности. Тем более что все они – филантропы со стажем и, как правило, учредители одного или нескольких фондов. Предыдущий опыт дал каждому свое представление об оптимальных механизмах оказания помощи тем, кто в ней нуждается.

Баффету и Гейтсу даже не потребовалось убеждать многих из действующих членов «клуба» в том, что символический рубеж в 50% состояния можно и нужно пересечь. Соучредитель Microsoft Пол Аллен, Стив Кейс, стоявший у истоков AOL, глава Oracle Ларри Эллисон, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг и знаменитый инвестор Карл Айкан – вот лишь некоторые из миллиардеров, принявших решение о передаче большей части своего богатства на благотворительность задолго до старта The Giving Pledge, но предпочитавших это не афишировать. Для них публичная дача «Клятвы дарения» – символический шаг и способ показать пример соседям по списку Forbes.

Более того, отдельные участники (в основном представители старшего поколения) фактически сдержали «Клятву» прежде, чем она была дана формально. Например, Чарльз Фини, создатель одной из первых сетей duty free и одного из крупнейших в мире благотворительных фондов, поначалу даже отклонил приглашение Билла Гейтса: он счел, что неправильно обещать то, что уже сделал. Однако лидерам движения удалось убедить его и многих других «тихих» филантропов, что пуб­личность в таком деле – лучший способ пропаганды среди состоятельных людей.

В письмах, которыми миллиардеры подтверждают свое участие в The Giving Pledge, нередко звучит одна и та же мысль: оставлять гигантские состояния наследникам – плохая идея. «У меня был выбор: разрушить жизнь моего сына, отдав ему свои деньги, или передать не менее 90% на благотворительность. Небогатый выбор», – пишет в своем письме Маной Бхаргава, разбогатевший на инвестициях в энергетику. «Я не большой поклонник унаследованного богатства, – вторит ему коллега из нефтегазовой отрасли Ти Бун Пикенс. – Оно чаще приносит вред, чем благо». Конечно, никто не оставляет своих детей и внуков без гроша, главное – не лишать их возможностей и мотивации самостоятельно преуспеть в жизни.

Уоррен Баффет

Состояние: 53,5 млрд долларов

Приоритеты в благотворительности: здравоохранение, вопросы глобального развития, поддержка образования.

Из письма участника The Giving Pledge:

«Некоторые материальные ценности делают мою жизнь более приятной, но многие другие – нет. Мне нравится быть обладателем частного самолета, но полдюжины домов были бы обу­зой. Очень часто большая собственность становится хозяином своего обладателя. Самый дорогой для меня актив, не считая здоровья, – это интересные, разнообразные люди, с которыми меня связывает давняя дружба».

Скромный стиль жизни основателя Berkshire Hathaway давно на слуху, а решение постепенно передать все акции компании в благотворительный фонд он принял еще в 2006 году. Спустя четыре года, на старте The Giving Pledge, Баффет уточнил свое обязательство: в общей сложности он пожертвует 99% своего состояния. Однако благодаря созданию клуба миллиардеров-филантропов – «Клятвы дарения» – его подлинный вклад в дело благотворительности стал куда более весомым.

Билл и Мелинда Гейтс

Состояние Билла: 67 млрд долларов

Приоритеты в благотворительности: здравоохранение, вопросы глобального развития, поддержка образования.

Из письма участника The Giving Pledge:

«Нам обоим повезло: наши родители воспитали в нас исключительно важные ценности. Работайте усердно. Проявляйте уважение. Обладайте чувством юмора. И если случилось так, что жизнь наделила вас талантом или богатством, вы должны использовать эти дары настолько хорошо и мудро, насколько это возможно. Теперь мы надеемся показать пример такой жизни нашим детям».

Масштабы пожертвований этой пары впечатляют: они уже потратили на благотворительные проекты около 28 млрд долларов. Все началось с борьбы с полиомиелитом и малярией, а сейчас перечень программ широк – от помощи голодающим детям в бедных странах до информатизации библиотек. Идея The Giving Pledge у Билла и Мелинды возникла в результате активного общения с другими филантропами. Цель – не только увеличение объема благотворительных фондов, но
и повышение их эффективности, поскольку участники движения обмениваются позитивным и негативным опытом.

Тед Тернер

Состояние: 2 млрд долларов

Приоритеты в благотворительности: охрана окружающей среды, разрешение международных конфликтов, здравоохранение, образование.

Из письма участника The Giving Pledge:

«Я особенно признателен отцу за данный им совет: ставить цели настолько высокие, чтобы их было невозможно достичь за одну человеческую жизнь, и оказывать помощь там, где она нужнее всего.
…Я не измеряю успех в цифрах, но 1,3 млрд долларов моих пожертвований за прошедшие годы – это достижения, которыми я могу гордиться, и лучшие инвестиции, из когда-либо сделанных мной. Эти доллары помогли улучшить жизнь людей, спасти виды от вымирания, побороть болезни, дать образование детям, принести перемены и выработать идеи. К моменту моей смерти мое состояние почти полностью будет отдано на благотворительные цели».

Как и большинство участников кампании, в свое время медиамагнат создал семейный фонд, который существует уже более 30 лет. В 1997 году он объявил о пожертвовании 1 млрд долларов – на тот момент около трети своего состояния – на поддержку деятельности ООН.

Виктор Пинчук

Состояние: 3,8 млрд долларов

Приоритеты в благотворительности: образование, здравоохранение, искусство.

Из письма участника The Giving Pledge:

«Постсоветская трансформация прошла очень болезненно для Украины и других стран региона. Многие считают, что по отношению к обществу те времена были несправедливыми. Некоторые из нас использовали появлявшиеся возможности, чтобы заработать свои состояния. Сегодня пришло время вкладывать в благотворительность, чтобы как можно больше граждан смогли получить пользу от этих инвестиций и, надеюсь, примириться с тем периодом в нашей истории».

В числе благотворительных проектов украинского металлургического магната – стипендии и гранты для талантливых студентов, поддержка Киевской школы экономики, развитие неонатальных центров и собственный центр современного искусства.

Владимир Потанин

Состояние: 14,3 млрд долларов

Приоритеты в благотворительности: образование и наука, культура.

Из письма участника The Giving Pledge:

«Мое решение – это не только попытка оставить добрую память о себе, но и способ защитить моих детей от бремени чрезмерного богатства, которое лишает их мотивации сделать в жизни что-то свое».

Российский олигарх еще в 1999 году основал именной фонд для поддержки талантливой молодежи и интеллектуалов, культурных проектов (в первую очередь музейного дела) и развития благотворительности. Для него, как и для многих американских участников The Giving Pledge, присоединение к движению стало лишь подтверждением намерения, которое он уже обнародовал ранее.

Дэн и Дженнифер Гилберт

Состояние Дэна: 3,5 млрд долларов

Приоритеты в благотворительности: здравоохранение.

Из письма участника The Giving Pledge:

«Иногда судьба может подкинуть вам плохую карту, но наша семья узнала на собственном опыте, что если сыграть ею правильно, то “скрытое благословение” может ждать вас где-то совсем рядом».

История этой семьи примечательна и не вполне типична для The Giving Pledge. Дэн Гилберт – основатель крупнейшей компании американского рынка интернет-кредитования Quicken Loans и владелец нескольких спортивных команд. Путь в благотворительность супругам указала сама судьба: старший из их пятерых детей страдает тяжелым наследственным заболеванием – нейрофиброматозом. Финансирование борьбы с этим недугом стало для супружеской пары естественным выбором, а присоединение к кампании, по их собственному признанию, легким решением.

Ричард и Джоан Брэнсон

Состояние Ричарда: 4,6 млрд долларов

Приоритеты в благотворительности: экология, развитие предпринимательства, борьба с наркотрафиком, здравоохранение, гуманитарные проблемы.

Из письма участника The Giving Pledge:

«К счастью, уже на раннем этапе своей жизни я осознал, что личное имущество не имеет особого значения. Мы с Джоан жили в плавучем доме, и однажды он затонул. Мы поняли, что из погибших вещей нам не жаль ничего, кроме самых дорогих нам фотоальбомов.
…Вещи – это не то, что приносит счастье. Семья, друзья, крепкое здоровье и удовлетворение от того, что можешь изменить мир к лучшему, – вот что действительно важно».

У Ричарда Брэнсона особый взгляд на филантропию. Virgin Unite – основной канал благотворительности миллиардера и его компании – продвигает идею социальной ответственности бизнеса, которая несет выгоды не только обществу, но и самим предпринимателям. Кроме того, он поддерживает группу «старейшин» (The Elders), созданную в 2007 году Нельсоном Манделой.

Марк Цукерберг

Состояние: 13,3 млрд долларов

Приоритеты в благотворительности: образование, поддержка местного сообщества.

Из письма участника The Giving Pledge:

«Люди обычно откладывают крупные пожертвования на более поздний период своей карьеры. Но зачем ждать, когда еще так много предстоит сделать? Молодое поколение тех, кто поднялся благодаря успеху своих компаний, имеет возможность раньше начать заниматься благотворительностью и раньше увидеть плоды своих усилий».

Нетрудно догадаться, что основатель Facebook стал самым молодым среди участников кампании. Одним из первых крупных пожертвований Марка Цукерберга стали 100 млн долларов, выделенные им на финансирование школ в Ньюарке (штат Нью-Джерси). А в конце прошлого года он передал 18 млн акций Facebook в фонд поддержки сообщества Силиконовой долины.

Материалы по теме


Источник: SPEAR'S Russia