Беспроигрышная ставка


При среднегодовом росте мирового рынка авиаперевозок на уровне 4–5% за последнее десятилетие динамика развития этой отрасли в Турции примерно впятеро выше. В интервью SPEAR’S Russia генеральный представитель Turkish Airlines в России Мефаил Дерибаш рассказал, чем объясняются подобные результаты и почему инвестиционная ставка на его компанию беспроигрышна.

19.11.2015





Состоятельные люди привыкли с известным пренебрежением относиться ко всему, что можно назвать масс-маркетом. В том числе к регулярному авиасообщению. Однако практически каждая авиакомпания преподносит себя через тот или иной элемент роскоши. Как это – роскошь и регулярное авиасообщение – совмещается в реальной жизни и что такое роскошь в бизнес-классе?

Безусловно, богатые люди и успешные бизнесмены самого высокого уровня предпочитают летать в комфортных условиях. В сравнении с экономическим классом билет в бизнес-класс в 3,5 раза дороже, и, конечно, за те деньги, которые они платят, они хотят получить должный сервис.

Например, что делаем мы, Turkish Airline. Пассажир бизнес-класса начинает получать наши услуги еще до того, как он поднимается на борт самолета. Для регистрации таких пассажиров у нас предусмотрена отдельная стойка, а также специальные кабины для таможенного контроля, благодаря которым клиент проходит все формальности максимально быстро. Далее, пассажир бизнес-класса проходит в специальный салон. К примеру, у нас в аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле есть бизнес-лаунж площадью 6000 м2, где пассажир может найти все, что он захочет. Это и самые разнообразные угощения, и специальные игровые комнаты для детей. Тут размещен даже симулятор для игры в гольф, где вы можете ощутить себя на большом поле, кинотеатр, библиотека. Есть даже душевые и комнаты для отдыха.

Это действительно высокий уровень обслуживания. Неслучайно второй год подряд наш стамбульский бизнес-лаунж признается лучшим в мире по опросам пассажиров. К слову, по похожему проекту, хотя и не в таком масштабе, был открыт бизнес-лаунж в московском аэропорту Внуково (первый за пределами Турции). Его площадь – 650 м2.

На борту у каждого пассажира бизнес-класса большое кресло-трансформер и довольно много личного пространства, что необходимо для чувства комфорта. Если человеку надо отдохнуть или поработать, для этого есть все условия. И, безусловно, бортовое питание для таких пассажиров также имеет особый класс. Более того, в этой части у Turkish Airlines есть особенность, которой нет больше ни у кого. В состав наших экипажей входят настоящие повара – сегодня их летает уже около тысячи человек.

Так что по предлагаемому сервису на борту в бизнес-классе наша авиакомпания также признается лучшей второй год подряд. И это по результатам опроса около 20 миллионов пассажиров.

После приземления в Стамбуле пассажиров бизнес-класса ждет ускоренное прохождение таможенного и паспортного контроля, получение багажа. Но это еще не все. В зале прилета тоже есть бизнес-лаунж. Там можно принять душ, переодеться, подготовиться к предстоящей встрече, выпить чашечку кофе и уже бодрым и свежим отправиться по своим делам. Безусловно, заходить туда или нет – это выбор клиента, но возможность такая у него есть.

Первые строки рейтингов аэропортов, бизнес-лаунжей, сервиса авиакомпаний в бизнес-классе в последние годы прочно оккупированы восточными или азиатскими перевозчиками. Ощущение, что в пересчете на заработанный доллар восточные авиакомпании тратят на эти цели гораздо больше, чем западные, добиваясь избыточной роскоши и качества с запасом. Такова восточная ментальность или в этом есть какая-то бизнес-логика?

Вы правильно заметили, что между Западом и Востоком есть различия в менталитете. На Востоке большое внимание уделяется гостеприимству. В Турции особенно. По этой причине на каждого пассажира на борту нашего самолета мы смотрим как на гостя нашей авиакомпании. Гостеприимство – важная часть нашей стратегии, но экономика, конечно, тоже важна. Например, затраты нашей компании на бортовое питание для пассажира бизнес-класса составляют в среднем 15 долларов. Поверьте, что эти затраты окупаются сторицей.

Подобная стратегия дает результаты – судите по Turkish Airlines. Десять лет назад в парке нашей авиакомпании было всего 60 самолетов. Они были разных типов, модификаций, новые и старые. Сегодня у нас уже 300 лайнеров. Парк обновлен, а в скором будущем – в течение четырех-пяти лет – мы выведем на линии еще 250 новых машин. Заказы на них уже оформлены и оплачены. Таким образом, в парке Turkish Airlines будет более 500 самолетов, и все современные и новые.

Если с парком в 60 авиалайнеров мы перевозили в среднем около 10 миллионов пассажиров в год, то по итогам 2015-го ставим цель обслужить 63 миллиона человек. И здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что все эти планы финансируются исключительно из прибыли нашей авиакомпании. То есть мы не получаем субсидий или помощи от нашего акционера, турецкого государства, которому принадлежит 49% акций Turkish Airlines.

Наверное, вы не раз видели рекламу служб авиатакси или аренды чартеров. Некоторые из них формулируют свой посыл так: прекратите летать бизнес-классом, арендуйте самолет. Что вы можете им возразить?

Безусловно, многие богатые люди могут позволить себе аренду личного самолета для перелета, скажем, из Москвы в Стамбул. Но если пассажиру надо лететь на дальнее расстояние – к примеру, добраться в Австралию, Америку или Японию, то аренда самолета может встать в очень большую сумму. Мы предлагаем альтернативу: путешествовать в бизнес-классе Turkish Airlines, где пассажир получит достойное обслуживание и сервис, но за гораздо меньшие деньги. С нами он может попасть практически в любую точку мира: в маршрутной сети компании 110 стран и более 270 направлений. По этому показателю мы – мировой лидер. Следующая за нами авиакомпания покрывает своей сетью только 90 стран.

Москва – дом

Вы сказали, что свой особый бизнес-лаунж открыли в Москве. Почему из 110 стран вы выбрали для этого именно Россию?

У нашей авиакомпании есть наиболее приоритетные направления, и по совокупности критериев Москва входит для нас в пятерку важнейших маршрутов. А по некоторым и вовсе лидирует. Например, по числу рейсов, которое в прошлом году достигало девяти в день, что существенно больше в сравнении с другими направлениями.

Еще один важный критерий выбора – оперативность исполнения проекта. Мы рассматривали несколько вариантов. Но в Москве нам удалось завершить все необходимые согласования быстрее, чем где бы то ни было.

Коль скоро Стамбул и Москва теперь имеют общий сервис, можно ли развернуть какое-то сравнение между полетными привычками состоятельных турок и россиян? Куда они предпочитают летать, чего хотят от перелета?

Ответ на этот вопрос предварю рассказом о том, как устроено воздушное сообщение между Турцией и Россией. Кроме Москвы из Стамбула мы летаем в еще девять российских городов. В летний сезон добавляются рейсы в Анталью, а также в Анкару. По статистике, около 80% пассажиров на наших маршрутах – это россияне и другие иностранцы, и лишь 20% – граждане Турции.

Не разделяя пассажиров на бизнес- и экономическую категорию, большинство россиян летят в Анталью на отдых. Безусловно, есть небольшая часть наших пассажиров, которые направляются только до Стамбула с какими-то коммерческими целями.

Если говорить о категории пассажиров бизнес-класса, то популярные маршруты включают в себя те же Мальдивы – комфортный перелет и удобные стыковки, – Барселону, Венецию, Майами. Если же рассуждать о привычках, то разницы, вероятно, нет. Пожалуй, только россияне во время полета больше, чем турки, любят употреблять алкогольные напитки.

Какие аэропорты во всем мире за пределами Турции наиболее комфортны, лучше по цене и качеству услуг, которые получает ваша компания?

Тут и обсуждать нечего: Москва, аэропорт Внуково. Даже если говорить о рентабельности, об экономической составляющей наших рейсов, то опять же аэропорт Внуково по всем показателям лучший.

Кроме Москвы, какие российские аэропорты имеют перспективу стать хабом? Скажем, в ближайшие десять лет?

В случае если у властей будет правильная стратегия развития авиаперевозок, то, смотрите на карту, такие шансы, конечно, есть у Санкт-Петербурга. Возможно, у Екатеринбурга и Новосибирска.

Авиация по цене автобуса

Как индустрия авиаперевозок изменится в следующие 20 лет? Какими станут самолеты, аэропорты, пассажиры? Поменяется ли что-то в их привычках, поведении?

Прежде всего, я думаю, что самолеты станут еще более комфортабельными и безопасными. Второе изменение затронет самих пассажиров, того, как они добираются в аэропорт и из него. Сегодня дорога из дома до самолета занимает в среднем около 1,5 часа. Технологии будущего позволят сократить это время до получаса.

_За счет чего это будет достигнуто? _

Безусловно, будет совершенствоваться система скоростного транспорта из города до аэропорта. Возможно, добавятся более скоростные поезда, улучшатся условия на дорогах на автомобильных трассах – исчезнут пробки и другие препятствия, которые сегодня затрудняют людям возможность добираться в порт на личном транспорте или на автобусе.

И, несомненно, изменится сама технология обслуживания пассажиров. Благодаря технологическим новшествам, оказавшись в аэропорту, он сможет самостоятельно пройти регистрацию. Паспортный контроль, пограничный контроль будут также автоматизированы – будет достаточно просканировать паспорт и можно будет пройти на борт самолета.

Изменится ли как-то экономика самого полета? Возможно, появятся новые виды топлива или другие новации?
И в этой области будут прорывы. Это уже видно. Скажем, в Турции билет на внутренние рейсы сегодня стоит примерно столько же, сколько билет на автобус.

Как это достигается? Принято считать, что авиа­перевозки – отрасль с разнообразными и максимальными издержками – это очень сложный бизнес, гораздо более сложный в сравнении с автобусным сообщением. Как авиакомпаниям удается сократить издержки до величин, сопоставимых с автотранспортом?
Специфика продажи билетов в авиации такова, что стоимость кресел на один и тот же рейс отличается. Часть из них реализуется по более низким, более привлекательным тарифам, другая – дороже, так как у пассажиров есть деньги и возможность платить за дополнительный сервис. Благодаря этому в целом рейс приносит прибыль. Билеты в автобус, как правило, стоят одинаково, так что на не самых популярных маршрутах или при неполной загрузке рейс может оказаться даже планово-убыточным.
Еще один важный фактор – общий рост спроса на авиаперевозки. В этом смысле Турция особенно показательный пример, объясняющий, почему авиаперевозки становятся все более привлекательным видом в числе всех секторов сообщения.
Десять лет назад внутренним авиационным сообщением в нашей стране пользовались всего около 8 миллионов человек, а с учетом международных рейсов – менее 20 миллионов. По итогам прошлого года были перевезены уже 95 миллионов и 160 миллионов пассажиров соответственно. Скажу больше. Серьезный рост турецкой гражданской авиации и бизнеса Turkish Airlines как ее флагмана в последнее десятилетие подтолкнул власти нашей страны к решению о строительстве нового, третьего по счету, аэропорта в Стамбуле, принятому совсем недавно.

Что это будет за аэропорт?
Это будет самый большой аэропорт в мире с пропускной способностью 150 млн человек в год. Он будет обладать шестью независимыми взлетно-посадочными полосами. Строительство уже начато. К 2017 году будет сдана первая очередь с пропускной способностью 70 млн пассажиров. В последующие два-три года аэропорт выйдет на проектную мощность. Когда это произойдет, Стамбул превратится в самый большой авиационный хаб в Европе и Средней Азии.

В среде инвестбанкиров доминирует мнение о том, что европейский авиационный бизнес субсидируется, низкорентабелен или нерентабелен совсем, а следовательно, не является привлекательным для долгосрочного частного инвестора. Что вы на это скажете?
Безусловно, это очень тяжелый бизнес со сложными правилами игры. Но здесь опять хочу отослать вас к примеру Turkish Airlines. Если ежегодный прирост всей мировой индустрии авиаперевозок в последние 10 лет составлял около 4–5% в год, то мы все это время росли более чем на 20%. Так что, если возвращаться к вашему финансовому кейсу, Turkish Airlines – своего рода беспроигрышная ставка в этом секторе.



19.11.2015

Источник: SPEAR'S Russia #11(53)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





«Изучение богатых россиян проливает свет на мысли глобальных элит»


_nig0790
 

После прочтения книги «Безумно богатые русские» у редакции WEALTH Navigator возникло немало дополнительных вопросов к автору. Элизабет Шимпфёссль любезно согласилась ответить на них во время пространного интервью.