Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/aleksandr-mechetin-o-superpremialnoy-vodke
Дата публикации 25.04.2013
Текст: Алина Проскурякова
Рубрики: Интервью и портреты
Напечатать страницу


Александр Мечетин о суперпремиальной водке


Самые красивые коктейли – на основе водки. Она сочетается с любыми цветами и нейтральна по вкусу – ценные свойства для миксологии. Совладелец компании «Синергия», которой принадлежит суперпремиальный водочный бренд Beluga, Александр Мечетин утверждает, что новое поколение миллионеров будет предпочитать бесцветные спирты коричневым, а ему стоит верить: Мечетин первым придумал позиционировать русскую водку как суперпремиальный продукт и продавать дорого по всему миру.

Александр Мечетин


Сегодня Beluga уходит с прилавков российских супермаркетов по цене от 1 до 4,5 тыс. рублей за бутылку и занимает 80% сегмента суперпремиум, а 30% всего производимого объема экспортируется в 50 стран мира. Beluga конкурирует на международном рынке не только с французским коньяком и шотландским виски, но и с бельгийской Belvedere, и французской Gray Goose. Александр Мечетин называет производство водки богоугодным делом и не скрывает, что любит этот бизнес. Он вообще любит бизнес и часто повторяет, что бедные трудятся, пока бедны, а богатые трудятся всегда. 6 лет назад, в 31 год, Александр Мечетин уже занял 231-е место в списке самых богатых россиян по версии журнала «Финанс».

Как вы оцениваете предпринимательский задор нынешних 25-летних?

Задор, может быть, и есть, но я не вижу большого числа реализованных проектов. Иногда кажется, что государство делает все, чтобы погубить культуру предпринимательства в обществе. Мало стимулов для развития частного бизнеса, а много – для вливания молодежи в аппарат чиновничества. Показательно, наверное, что Google на бирже стоит дороже, чем все наши нефтяные госкомпании вместе взятые. Да, у нас есть интересные примеры в области IT, но в потребительском секторе таких единицы.

Сегодня США, где «Синергия» представлена собственной дочерней компанией Beluga North America, стали самым крупным рынком потреб­ления суперпремиальной водки. Делая Beluga экспортным продуктом, на какие рынки вы ориентировались?

Американцы выпивают 80% общемирового объема премиальной водки и половину всего производимого в мире премиального алкоголя. В России этот показатель составляет лишь 8%, в Индии – 3–4%, и даже в Германии, где показатель доходности на душу населения лишь чуть-чуть ниже американского, богатые пьют в сотни раз меньше. Второй по объему рынок – азиатский (10% всей экспортируемой Beluga), потом Вьетнам, Индонезия и Саудовская Аравия – для них русская водка начнется именно с Beluga. Однако, формулируя бизнес-идею по продвижению суперпремиального продукта, я не слишком подробно просчитывал рынок. Хотел в первую очередь сделать красивый проект. Честно говоря, мы не предполагали, что категория премиального алкоголя начнет расти так быстро.

The Liberty of Luxury («Свобода роскоши») – вненациональный слоган, почему вы отказались от очевидного решения позиционировать Beluga как русскую «по происхождению»?

Конечно, невредно было бы напомнить миру о месте происхождения водки, как поступают шотландцы, американцы и французы со скотчем, бурбоном и коньяком. Однако мы позиционируем Beluga как интернациональный продукт – в отличие от основного конкурента на международном рынке, водки Gray Goose, активно использующей образ Франции как страны высокой кухни и коньяка, чтобы добавить привлекательности собственному бренду. Но мы сделали выбор в пользу глобального позиционирования и ассоциации Beluga с поло (Beluga Allure) и яхтингом (Beluga Transatlantik Racing).

Еще недавно вы отводили себе четыре года на то, чтобы окончательно развязаться с делами и начать отдыхать. Погорячились?

Конечно, хорошо жить там, где много солнца, вина и свободного времени, но вряд ли такое будет возможно в ближайшие 10 лет. Пока же отдых так или иначе превращается в проект, связанный с бизнесом, а океанское путешествие под парусом – в тимбилдинг. Даже в море работаем над стратегией развития компании. Отводим этому хотя бы день. Кто-то делает доклад, погружает в проблему, остальные обсуждают. В море хорошо думается, к тому же обстановка способствует неформальному обмену мнениями. В последний раз, к примеру, расставляли приоритеты: на какой продукт обратить особое внимание, от чего вообще отказаться. Я родился под Владивостоком и много лет прожил у океана, который, как все жители прибрежных городов, называю морем. Долгий поход на яхте для меня и сейчас лучший способ релаксации. Две-три недели без телефона и вообще всякой связи с землей, когда вокруг одна только вода и небо, – успеваешь передумать обо всем. В спортивной лодке нет душа, кают и даже перегородок. Все удобства принесены в жертву легкости и эргономичности судна. Спартанская обстановка – лучшая возможность узнать, кто есть кто в твоем окружении. Тут уж не сбежишь друг от друга.

Вспомните самое опасное приключение.

Переход из Новой Зеландии через Тихий океан к островам Кука на спортивном катамаране. Катамаран не то что яхта, раскачивало нас будь здоров, потеряли по паре килограммов каждый. 


Материал опубликован в SPEAR’S Russia #4(27) под заголовком “Прозрачный бизнес”

Материалы по теме


Источник: SPEAR'S Russia